2 часть
При работе над парным портретом художнику надо чаще обращаться к своей зрительной памяти. Часто портретируемые не позируют специально художнику. Он должен быстро взглянуть на натуру, мгновенно запечатлеть в памяти увиденное и тут же зафиксировать в рисунке. Так обычно работали и работают большие мастера, в особенности при изображении детей, которые не могут сидеть без движения. Заслуживают внимания парные портреты — детей Боткиных (рис. 158) и детей Касьяновых (рис. 159), выполненные В. Серовым.
Рисунок №158 — В. А. Серов, портрет детей Боткиных
Рисунок №159 — В. А. Серов, портрет детей Касьяновых
Парный портрет требует не только передачи сходства с оригиналами, но и передачи особой обстановки, той атмосферы, в которой находятся портретируемые (рис. 162). В связи с этим необходимо упомянуть серию двойных карандашных портретов выдающегося советского графика В. Фаворского. В книге о Владимире Андреевиче Фаворском мы читаем: «Фаворский неизменно выбирает моделями портретов людей, связанных узами родства или дружбы, общностью мысли и настроения. Таковы Т. Козулина и Т. Эйгес, Ю. Дервиз с сыном, сестры Е. М. и С. М. Родионовы, М. В. Фаворская и Е. В. Дервиз. Каждый из двух персонажей погружен у него в свой внутренний мир, однако постоянно ощущает присутствие близкого человека. Эти нравственные нити, протянутые от одного человека к другому, и образуют подлинную тему двойных портретов.
Проникнутая чувством взаимопонимания, атмосфера придает портрету единую эмоциональную настроенность и сообщает новое звучание каждому из образов. Сам Фаворский говорил по поводу двойных портретов: «Два человека в портрете — это не один плюс второй, а что-то совсем новое, что не принадлежит ни тому, ни — другому человеку. Вероятно, это пространство, которое возникает между ними со всем своим эмоциональным содержанием».
Рисунок №162 — К. П. Брюллов, парный портрет
Парный портрет М. Фаворской и Е. Дервиз очень хорошо передает настроение домашней интимной обстановки, и в то же время образ каждого персонажа раскрывается убедительно и реально. Соответственно этому художник использует и средства рисунка, где ведущая роль принадлежит выразительной линии, но, как справедливо указывает Г. Поспелов, они «не имеют ничего общего с беглыми портретными набросками, обнаруживая каждый раз глубоко продуманную задачу автора».
При работе над парным портретом художнику надо внимательно следить, чтобы с начала композиции и до завершения работы сохранялась основная линия портрета, и рисунок не превращался в жанровую картинку.
Композиция в парном портрете должна быть подчинена человеку, содержанию портрета. Например, художник хочет передать взаимоотношения портретируемых, их дружбу, любовь — нужна одна композиция, как ее решил Рубенс в парном портрете девушек. Если сестры или другие портретируемые постоянно враждуют между собой и об этом знают все, то художник обязательно захочет эти взаимоотношения передать в своем портрете, а для этого он должен создать соответствующую композицию.
Иногда малоопытный художник, составляя композицию для парного портрета, вводит большое количество второстепенных объектов изображения — мебель, предметы обихода, интерьер комнаты или загородный пейзаж. В результате зритель видит общую картину, а портретируемых — как дополнительных персонажей. В портрете все средства композиции и трактовки формы должны быть направлены на портретную характеристику тех, кого художник решил запечатлеть в своем рисунке.
Методика работы над парным портретом у каждого должна вырабатываться своя. В качестве советов мы можем предложить следующее: те, кто решил специализироваться в области портрета, при выполнении академических заданий двух фигурной постановки особое внимание должны уделять рисунку голов натурщиков, установить разницу в характере формы не только фигур, но и верхнего плечевого пояса, формы головы и ее деталей.
Многие художники любят изображать головы людей в профиль, им кажется, что так легче уловить портретное сходство. В этом плане интересен рисунок Б. Кустодиева. Художник решил, что в данном случае профильные изображения Н. С. и Г. А. Кук будут более выразительными. К этому можно добавить, что в те годы профильные изображения были в большой моде. Даже на базарах и на улицах многие художники вырезали из черной бумаги силуэты голов для желающих приобрести свой портрет.
При работе над композиционным портретом, где требуется более тщательная моделировка формы, рисунок каждого персонажа придется предварительно выполнять по отдельности. В этих случаях рисуйте их на одном листе бумаги, причем сопоставляйте так, как это предусмотрено вашей композицией — головы обращены лицом друг к другу, одна голова находится в трехчетвертном повороте — другая в фас. Одна смотрит снизу вверх, другая сверху вниз (когда композицией предусмотрена одна фигура стоящая, другая сидящая).
При создании парного или группового портрета начинающему художнику надо запомнить еще одну закономерность: плечи сидящего человека по отношению головы всегда несколько выше, чем у стоящего. Чтобы образы людей в групповом портрете были убедительными, художник должен соблюдать эту закономерность. В групповом портрете Энгра «Семья Форестье» эта закономерность строго соблюдается, что придает изображению необыкновенную убедительность и выразительность.
Решение группового портрета требует от художника предельного напряжения творческих сил. Здесь нельзя дать определенных рекомендаций начинающему художнику ни в решении композиций, ни во взаимосвязи между портретируемыми. Здесь творческая интуиция должна подсказать художнику, как лучше решить задачу.
Однако это не исключает общих требований, обязательных для всех — выделение главного и подчинение ему второстепенного, нахождение композиционного центра, соблюдение единства композиции и жизненной убедительности.