Рисунок деталей головы - уши
Ухо человека, несмотря на разнообразие его форм у разных людей, всегда имеет одну и ту же структуру. У каждого человека мы можем обнаружить наружный завиток (рис. 74,1), который в верхней части уходит в середину ушной раковины (рис. 74,2), а в нижней заканчивается мягкой долькой (мочкой) (рис. 74,3). Внутреннюю часть ушной раковины охватывает противозавиток (рис. 74,4), а с наружной стороны раковины-козелок (рис. 74,5). При построении изображения уха все эти части ушной раковины должны быть в поле зрения рисовальщика. В старинных пособиях правилам рисования уха уделялось серьезное внимание. В таблицах авторы старались наглядно показать и закономерность строения уха, и методику построения изображения (рис. 75).
Рисунок №74 — Схема строения уха
Рисунок №75 — Таблица из пособия Жюльена
Гипсовый слепок уха Давида является хорошим пособием для рисовальщика, на нем ясно выражена структура и пластическая характеристика формы. Поэтому изучение и рисование уха следует начать с этого слепка.
Рисунок начинаем, как всегда, с выявления общей формы, затем переходим к размещению составных частей уха и уточнению характера их формы. Если форма намечена правильно, то можно переходить к тональной моделировке.
Выполняя рисунок уха, надо особое внимание обратить на освещение, на переходы тональных отношений на отдельных участках формы. Многие, как правило, не передают движения форм в глубь ушной раковины, линейный рисунок конфигурации завитка и противозавитка приобретают доминирующее значение, а тональная задача остается нерешенной. В результате рисунок получается дробным и пестрым.
Чтобы хорошо изучить особенности строения ушной раковины, ухо надо прорисовать с разных сторон и в разных положениях (Рис. 75, 76). Особое внимание надо обратить на часто встречающееся положение ушной раковины в трехчетвертном повороте. Здесь, прежде всего надо правильно определить направление эллипсовидной плоскости в пространстве, которая будет являться основой изображения ушной раковины. Затем надо наметить толщину завитка и его изменение по мере ухода в ушную раковину. То же — при изображении козелка и мочки. Большинство и козелок, и мочку рисуют во фронтальном положении, отчего ушная раковина полу чается деформированной.
Рисунок №76 — Таблица из пособия А. Т. Скино
Чтобы научиться подмечать характерные особенности строения формы ушей у разных людей, необходимо следующее: во-первых, постоянно делать наброски и зарисовки. Во-вторых, внимательно наблюдать характер формы ушей у разных людей (в метро, автобусе) и отмечать, какова форма мочки завитка, козелка, как располагается ухо (оттопыренные, прижатые уши).
Усваивая особенности и закономерности изображения деталей головы (нос, глаза, уши, губы), полезно наряду с рисованием гипсовых слепков сделать ряд рисунков деталей головы с живой натуры, причем, рисуя детали головы с живой натуры, проследите, как основные закономерности согласуются в рисунке с живой головы и с гипсового слепка. Например, рисуя глаз, проследите, как верхнее веко облегает глазное яблоко, как видоизменяется толщина века в зависимости от положения глаза в перспективе. Рисуя губы, проверьте, действительно ли наружная кромка губы выступает вперед, как это мы видели на гипсовом слепке.
Неплохо на этой стадии обучения копировать рисунки с хороших образцов, где можно еще раз проследить за закономерностью строения формы, а также поучиться передавать материальность. Так, например, в своих рисунках А. Скино очень хорошо передает фактуру кожи лица и волос (рис. 76). При изучении деталей головы необходимо сочетать длительный анализ натуры и длительный рисунок с короткими зарисовками и набросками. Наброски могут быть как учебно-аналитического характера, связанные с построением формы, так и на передачу эмоционального состояния человека. Последний вид набросков можно выполнить, рисуя себя с помощью зеркала. Здесь можно брать и целые фрагменты — нос, губы, подбородок, лоб, глаза, губы. В старинных пособиях после рисования отдельных деталей головы предлагалось прорисовать их во взаимосвязи — нос, губы, подбородок, ухо с прилегающими частями головы (рис. 77). Такое рисование помогает следить за взаимосвязью этих деталей, подмечать их общность.
Рисунок №77 — Таблица из пособия А. Т. Скино
С особенностями строения формы деталей головы мы еще будем не раз знакомиться по мере усложнения учебного материала. В данном случае мы несколько забежали вперед, чтобы заострить внимание рисовальщика на важности изучения деталей головы. После рисования гипсовой головы античного образца, где реальная форма головы была до предела обобщена, и рисовальщику не так трудно было справляться с поставленными задачами, необходимо перейти к рисунку гипсовой головы с яркой характеристикой образа. Рисование таких голов послужит переходным этапом от рисунка гипсовой головы к рисунку живой головы. Особенностям рисования головы с яркой портретной характеристикой посвящена следующая глава.