Метод анализа и изображения обобщенной формы головы - часть третья
При изображении обобщенной формы головы с помощью метода «обрубовки», у рисующего вырабатывается навык видеть главное. Логически осмысливать увиденное и ясно представлять образ данной пластической массы. Если художник не будет осмысливать и представлять особенности формы головы, а будет ограничиваться только своими ощущениями и восприятиями, то он вынужден будет пойти по пути пассивного копирования натуры, срисовывания внешнего вида. Без образного представления художник не сможет подойти к обобщению, ибо с точки зрения теории познания, представление это не снимок с действительности, «не тень ощущений и восприятий», а обобщенный образ натуры. Объясняя процесс представления, советский психолог Б. Ломов пишет, что «представление о том или ином объекте формируется в процессе его многократного восприятия... При переходе от восприятия к представлению структура образа изменяется: одни признаки объекта как бы подчеркиваются, усиливаются, другие— затушевываются и редуцируются. Иначе говоря, происходит схематизация образа». Таким образом, эффективность и целесообразность метода «обрубовки» при овладении искусством рисунка доказывается не только практикой художественных школ, но и данными психолого-педагогической науки.
Метод «обрубовки» помогает художнику не только изучить методическую последовательность построения изображения, но и овладеть языком реалистического искусства. Когда учащийся определяет направление плоскостей в пространстве и старается их правильно передать в рисунке, он научается средствами графики передавать образ объекта, следовательно, овладевает и языком рисунка.
Однако изучение метода анализа и выражения в рисунке «большой формы» для учащихся часто сопровождается трудностями. Начиная изображать общую форму головы, учащиеся, как правило, ограничиваются линейным абрисом головы и сразу же переходят к деталям, не уточнив ни характера формы головы, ни ее объема. Отсюда и детали они начинают рисовать не с выявления основы формы, а со срисовывания конфигурации формы носа, глаз, губ. Поэтому, как мы уже говорили, для того, чтобы освоить метод выражения большой формы приемом «обрубовки» необходимы специальные упражнения.
Первую серию таких упражнений можно начать с рисунка гипсовой головы, поставив перед собой задачу — сначала выявить в обобщенном виде форму головы в целом, а затем большие формы основных деталей, то есть рисовать не нос с его конфигурацией, а призму и так далее, то есть все в обобщенном виде. И при этом, намечая призму носа, шаровидные формы глаза, необходимо внимательно следить за пропорциональным соотношением частей и целого. Пример подобных упражнений показан на рисунке 20. Выполняя такие упражнения, учащийся должен понять, что такой «обруб» не отвлеченная самоцель изображения формы головы, а необходимая начальная, служебная стадия, связанная с творческим процессом построения изображения. Поэтому наряду с упрощенной трактовкой «обруба», выполняемого с гипсовых моделей, следует сделать подобные же рисунки с живой головы.
Рисунок №20 — Учебный рисунок
Лучше всего усваивается метод «обрубовки», когда художник рисует себя с помощью зеркала. Здесь ему приходится с большим усилием воли и осознания задачи отказываться от срисовывания мелких деталей, которые приковывают его внимание, и сосредоточиться только на выявлении основных масс объема. Примером воплощения такого задания может служить рисунок 21. Здесь мы видим, как студент, не заботясь о второстепенных признаках (прическе, складочках кожи и т. п.) выявляет основную (большую) форму своей головы и ее составные части — призматическую форму носа, шаровидные формы глаз и обобщенную форму губ и подбородка. Чтобы метод «обрубовки» не превратился в манеру, а рассматривался бы как краткий этап построения изображения, необходимо параллельно выполнять рисунок с более реальной трактовкой формы (рис. 22).
Рисунок №21 — Ещё один учебный рисунок
Рисунок №22 — Учебный рисунок карандашём
Для усвоения общего процесса построения изображения следует выполнить длительный рисунок с гипсовой головы с обобщенной трактовкой формы. Поскольку эти задания рассматриваются как упражнения, время на выполнение такого рисунка не более трех-пяти часов. Пример показан на рисунке 23.
Рисунок №23 — Учебный рисунок голов
Умение видеть и изображать большую форму способствует успеху в работе. Великие мастера рисунка владели прекрасно большой формой. Так, например, эта форма очень хорошо прослеживается у Энгра (рис. 24). Здесь мы ясно видим шаровидные формы глазных яблок, призматическую форму носа, яйцевидную форму головы.
Может показаться, что эти вопросы не требуют такого детального разъяснения, так как уже в начальной стадии обучения рисованию учащиеся хорошо усваивают методический принцип: от общего к частностям и от частностей к общему. Однако на практике этот принцип может осуществляться различными путями: П. Чистяков вел своих учеников через систему «поверочного рисования», А. Соловьев — через тональный рисунок, А. Дейнека отталкивался от линейно-конструктивного рисунка.
Рисунок №24 — Ж. О. Д. Энгр - Мадонна перед чашей с причастием
В то же время, несмотря на различие творческого подхода к рисунку, принципы анализа натуры и закономерностей построения реалистического изображения формы головы остаются для всех едиными. Чтобы обучающийся рисунку смог все это хорошо понять, ему необходимы подробные и постоянные разъяснения. Поэтому мы и в дальнейшем мы будем возвращаться к этим вопросам.
Научившись выражать в рисунке основную форму головы, учащийся легче перейдет к более углубленному изучению структуры формы. Форма человеческой головы очень сложна и определяется она конструктивной основой. Под словом «конструкция, мы имеем в виду строение, взаимное расположение частей, структуру формы. Когда мы говорим «конструктивно слаженный рисунок», то имеем в виду хорошо построенный рисунок.
Для достижения успеха в работе при изображении головы человека надо научиться видеть и понимать закономерность конструктивного строения формы и уметь выражать ее в рисунке.