3 часть
Разберем каждую из них в отдельности:
Лобный мускул — мускул внимания, удивления. Нижний край его прикрепляется к коже бровей, а верхний к сухожилию апоневротического шлема, которое, облегая череп, переходит в затылочный мускул и прикрепляется к затылочной кости. Лобный мускул, сокращаясь, тянет кожу бровей снизу вверх, поднимает брови, а на коже лба образует поперечные складки. Это действие мышц лба хорошо передано на рисунке головы Иоанна Крестителя А. Иванова.
Круговая мышца глаза имеет форму широкой ленты и облегает глазницу. На всем своем протяжении она тесно связана с кожей. Верхние волокна этой мышцы могут сокращаться изолированно, оттянуть кожу лба вниз, расправить морщины на лбу, уменьшить изгиб бровей. При их сокращении лицо принимает выражение думы, сосредоточенности и часто называется мышцей размышления. Это хорошо выражено в рисунке головы калмыка И. Репина. Нижние волокна, оттягивая кверху кожу щеки, образуют бороздку между щекой и веком, принимая участие в мимике смеха.
Пирамидальная мышца носа расположена между бровями. Начинается она от поверхности носовой кости и, расширяясь пучком, прикрепляется к коже межбровного промежутка. При сокращении пирамидальная мышца тянет кожу межбровного промежутка вниз и образует на переносье поперечные складки и сближает брови. Такая мимика выражает угрозу, недовольство, презрение. В наброске Леонардо да Винчи для «Битвы при Ангиари» хорошо передается угроза (рис. 143).
Рисунок №143 — Леонардо да Винчи, этюд голов воинов
Мышца бровей лежит глубоко под круговой мышцей глаза и лобной кости, а наружный (нижний) ее конец пронизывает круговую мышцу глаза и прикрепляется к коже брови. При сокращении — сближает брови, образует между бровями вертикальные морщинки, а линию бровей прогибает посередине, выражая на лице боль, страдание. Пластическая характеристика действий этих мышц хорошо передана в рисунке Бруни к картине «Медный змей» (рис. 144).
Рисунок №144 — Ф. А. Бруни, рисунок
Большой скуловой мускул (мускул смеха) прикрепляется верхним концом к скуле и, направляясь внутрь и вниз, прикрепляется к коже угла губ. Сокращаясь, он оттягивает угол рта вверх и наружу. При этом щека округляется, а у наружного угла глаза образуется сеть морщинок, что мы видели в портрете В. И. Ленина у скульптора Андреева (рис. 1).
Малый скуловой мускул (мускул плача) при сокращении угловой головки поднимает верхнюю губу, подтягивает вверх носогубную складку. Кожа щеки приобретает ряд складок, идущих от внутреннего угла глаза вниз, передавая выражение печали. Эту закономерность очень тонко передает в рисунке плачущей женщины И. Крамской (рис. 145).
Рисунок №145 — И. Н. Крамской, этюд для картины «Неутешное горе»
Мускул, поднимающий верхнюю губу, прикрепляется вверху к краю глазничной впадины и, опускаясь вертикально, одним пучком прикрепляется к крылу носа и к верхней губе. Сокращаясь, приподнимает среднюю часть губы, оставляя угол рта неподвижным, и придает каждой половине губ косвенное положение вниз и наружу, расширяя ноздри, приподнимая крыло носа. Носогубная складка образует желобок, по которому скатываются слезы.
Мускул носа разделяется на два пучка — поперечный и крыльный. Поперечный пучок располагается глубоко под мышцей верхней губы. При сокращении сжимает хрящевую часть носа и образует кожные складки на боковой поверхности носа. Крыльный пучок начинается там же, где и поперечный пучок — от зубного возвышения верхнего клыка, и вплетается в кожу вокруг носового отверстия. При сокращении опускает крылья носа и сужает ноздри.
Круговой мускул представляет собой плотное мышечное кольцо с двумя группами волокон — поверхностную, находящуюся в толще красной каемки губ и глубокую, расположенную под волосистой частью кожи.
При сокращении поверхностного слоя губы сближаются, кайма заворачивается внутрь, губы поджимаются. При сокращении глубокого слоя губы выдвигаются вперед, как при поцелуе.
Треугольный мускул губ располагается у боковых сторон подбородка ниже углов рта. Своим широким основанием прикрепляется к нижнему краю нижней челюсти, а верхушкой направляется вверх к коже уголков рта и радиально вплетается в толщу верхней губы. При сокращении тянет угол рта книзу, делает линию рта дугообразной, что придает лицу выражение разочарования и недовольства.
Квадратный мускул нижней губы (мускул отвращения) лежит глубоко на кости нижней челюсти. Начало берет от нижней челюсти и от подкожной мышцы шеи, являясь как бы ее продолжением, прикрепляется к коже нижней губы. При сокращении оттягивает нижнюю губу вниз и выворачивает ее наружу слизистой оболочкой. Это придает лицу выражение отвращения.
Искусство как особая форма познания и отражения реальной действительности требует объективных знаний. Художник-портретист не только изображает облик человека, но и выражает свое отношение к натуре, свои знания и представления о ней. Если знания художника о натуре будут скудными, неполными, то и изображение головы будет бледным, примитивным и невыразительным. Следовательно, ограничиваться только наблюдением внешнего облика человека без знания анатомии художник не может, непосредственно анализируя формы натуры, художник должен заранее знать общие анатомические закономерности строения этой формы.
Особенно эти знания необходимы при работе над психологическим портретом, где передаются душевные переживания людей. Давая такие сведения художникам, И. Виен писал: «В прискорбии, радости, любви, стыдливости и сострадании глаза наши мгновенно становятся тучными и испускают слезы, кои всегда последуемы бывают напряжением лицевых мышц и отверстием рта. В печали оба угла рта опускаются, веки полузамкнуты и верхняя губа поднята. Равно как и зрачки глаз, а как вследствие сего расстояние между оных и рта становится гораздо более обыкновенного, то и лица приемлют продолговатые образования. От боязни страха, испуга и отвращения бледнеют лица, лбы наморщены, брови подняты, веки сильно растворены, белки глаз надмеру зримы, зрачки закачены несколько вниз. Разевается рот и растягиваются губы столь далеко, что и верхние и нижние зубы от того обнаруживаются. В пренебрежении верхняя губа, поднимаясь с одной стороны, обнажает зубы, сморщивается нос, и глаз той стороны почти закрывается. Зрачки же опускаются вниз. В ревности брови насуплены, веки подняты, зрачки глаз опущены. Верхняя губа поднята, между тем как углы рта несколько опущены, так что средина нижней губы с верхнею соединяется.
В смехе углы рта подаются назад и несколько вверх. Щеки надуваются, глаза смыкаются более иль менее по мере причины, произведшей смех. И сверх сего сморщиваются еще и нос и открывается рот, исключая лишних сил начертаний, изображающих и обнаруживающих душевные наши чувствования. Все и прочие члены человеческого тела входят в выражение наших страстей, так, что все его движения вообще и, одним словом сказать, внешний вид человека соответствуют совершенно душевному его положению. А как душевное сие влияние не инако производится, как посредством чувствительных орудий, приводящих лишние наши кровавые сосуды, а особливо мышцы в различное, относительно им по страстям напряжение или ослабление. То и ощутительно, что познание оных и наипаче таковых мышц и их разнообразных действий необходимо нужно каждому художнику, держащему в творениях своих уподобляться природе. К достижению же совершенного ее познания, кроме анатомии, как я уже сие неоднократно и выше повторял, иного прямого пути нет».