Кости черепа - второй этап
Усвоив общую закономерность строения черепа, необходимо учитывать и возрастные его изменения. Возрастные изменения черепа можно разделить на пять периодов: первый — от рождения до семилетнего возраста, второй — от семи лет до половой зрелости (16 лет), третий—от 16 до 30 лет (до окончательного роста и развития), четвертый — от 30 до 60 и пятый — от 60 и старше. У маленьких детей мозговая часть черепной коробки оказывается намного больше лицевой. Во втором периоде процесс роста костей замедляется и разница в размерах лицевой и затылочной костей уже не так разительна. В третьем периоде сильно развивается лобная кость, мозговой отдел черепа расширяется и вырастает кверху. Удлиняется лицевой отдел, резко выгибаются скуловые дуги. Череп приобретает окончательную форму, характерную для взрослых. В четвертом периоде рост костей окончательно прекращается и не претерпевает никаких изменений. В пятом периоде начинаются изменения лицевой части, которая становится меньше. Зубы выпадают, в результате чего нижняя челюсть приподнимается, подбородок резко выдается вперед, лицо укорачивается. Происходит окостенение черепных швов.
Опытные художники эти особенности учитывают и убедительно передают в рисунках. Так, например, на рисунке Рубенса, изображающем голову ребенка (рис. 91), мы видим своеобразие строения костяка детской головы: большая верхняя часть черепной коробки и маленькая по сравнению с ней — лицевая. В связи с этим надо заметить, что Рубенс, следуя методу научного познания мира, как и его великие предшественники, стремился научно-теоретически обосновать с помощью математических расчетов (линейки, циркуля, треугольника) и установить постоянный закон формообразования головы человека, в том числе и ребенка (рис. 92). Данный пример лишний раз говорит о том, как необходимы истинные научные знания художнику реалистического направления вопреки тем, кто пытается утверждать, что правила и законы в искусстве не нужны, что они сковывают творческие возможности. Не зная законов природы и искусства, художник-формалист не может изобразить человека согласно реальной действительности, он изображает карикатуру не только на человека, но и на само искусство, которому служит. Но вернемся к анализу костей черепа.
На рисунке И. Репина изображен подросток (рис. 93) с характерными чертами лица. Здесь мы можем отметить, что величина черепной коробки (мозговой части) по сравнению с лицевой еще остается достаточно большой. Лобные бугры на лобной кости еще не получили должного развития. Скуловые кости (скуловые отростки) еще окончательно не сформировались. Нижняя челюсть — также.
Рисунок №91 — П. П. Рубенс, рисунок головы ребёнка
Рисунок №92 — П. П. Рубенс, таблица из пособия
Рисунок №93 — И. Е. Репин, голова мальчика
В среднем возрасте сильно развивается лобная кость, удлиняется и лицевой отдел, резко выгибаются скуловые дуги (рис. 94). В старости, в связи с выпадением зубов, подбородок резко выдается вперед, лицевая часть укорачивается. Это своеобразие головы и костей черепа старого человека хорошо передано в рисунке старухи Я. Йорданса (рис. 95). При изображении живой головы человека помимо знания строения черепа художнику надо знать и закономерность соединения головы с плечевым поясом. Черепная коробка соединяется с плечевым поясом при помощи семи шейных позвонков. Позвонки эти находятся один над другим, но между ними располагаются эластичные хрящи, которые, с одной стороны, их соединяют между собой, а с другой, дают им возможность двигаться. Первый позвонок сверху, на котором покоится голова называется атлантом (по аналогии с легендарным великаном Атлантом, который поддерживал небесный свод), имеет в середине округлое отверстие и сочленяется с суставными отростками затылочной кости.
Рисунок №94 — А. Сарто, рисунок головы
Рисунок №95 — Я. Йорданс, голова пожилой женщины
При движениях головы, атлант принимает участие только в наклонах головы назад и вперед. Второй шейный позвонок — называется эпистрофеем (осью), ею верхний отросток поднимается вертикально вверх в виде зуба и уходит в отверстие атланта, где играет роль стержня (оси), вокруг которого совершается движение головы направо и налево. Седьмой шейный позвонок важен для нас потому, что выступающая часть его хорошо видна и служит ориентиром при рисовании поясного портрета и фигуры человека. В дальнейшем, когда вы будете штудировать обнаженную фигуру человека, седьмой шейный позвонок и яремная ямка будут постоянно служить ориентиром при установлении оси равновесия стоящей фигуры человека. Здесь же нам надо запомнить, что седьмой шейный позвонок располагается на горизонтальной линии, проходящей через верхние края плеч. Знание этой закономерности будет помогать правильно рисовать шею и увязывать голову с плечевым поясом.