Рисование головы человека - Ростовцев Н. Н.

Введение

Изображение головы человека — один из важных разделов академического рисунка, одна из основ искусства портрета. Многие русские художники посвящали свое творчество преимущественно искусству портрета — Рокотов, Левицкий, Кипренский, Тропинин, Брюллов, Соколов — всех здесь не перечесть.

Особое место в истории изобразительного искусства занимает карандашный портрет. Обращают на себя внимание карандашные портреты французских художников XVI—XVII веков, необычайно точные по характеристике рисунки Г. Гольбейна Младшего, ювелирно отточенные портреты Э. Энгра, галерея карандашных портретов О. Кипренского, портреты, выполненные углем и соусом И. Крамским.

Художник, хорошо овладевший рисунком головы человека, способен передать не только облик портретируемого, но и его внутреннюю психологическую характеристику. Таковы, например, рисунки выдающегося советского скульптора Н. Андреева. В портрете В. И. Ленина (рис. 1) скупыми средствами рисунка художник сумел раскрыть душевные качества великого человека.

Н. А. Андреев - Ленин В.И
Рисунок №1 — Н. А. Андреев - Ленин В.И

Прекрасное знание самых характерных особенностей строения формы головы, изучение лица В. И. Ленина, а также высокая техника рисунка позволили художнику создать идеально-совершенный образ, получивший социально-общественное значение. Необычайно выразительным рисунком Н. Андреева является другое изображение В. И. Ленина, в котором художник создал наиболее монументальный образ великого вождя (рис. 2).

В этом рисунке, в отличие от предыдущего, художник отходит от камерной трактовки, опускает частности и сосредоточивает внимание на самых главных особенностях характеристики образа. Следует отметить, что большинство художников нашего времени в монументальных изображениях В. И. Ленина (фреска, мозаика, различного вида панно) берут за основу именно этот рисунок Н. Андреева.

Н. А. Андреев - Ленин В. И.
Рисунок №2 — Н. А. Андреев - Ленин В.И

Однако достичь такого высокого мастерства художник может, только пройдя серьезную школу рисунка. Он должен усвоить целый ряд правил и законов перспективного построения изображения формы головы на плоскости, изучить анатомическое строение, конструктивную схему основы формы и ее видоизменения в зависимости от положения высказываниями выдающихся деятелей науки и искусства, а иллюстративный материал наглядно показывает как закономерность строения формы, так и методическую последовательность ее изображения.

Задача данного пособия — помочь рисующему разобраться во всех тонкостях построения изображения головы человека, указать пути преодоления трудностей, которые неизбежны в работе, способствовать формированию у рисовальщиков реалистического мировоззрения, подготовить учащихся к самостоятельной творческой деятельности.

Вместе с тем рисование с натуры не просто вводит молодого художника в сферу изобразительного искусства, но дает правильное направление; стремясь точно передать в рисунке характер форм, уловить портретное сходство, рисующий становится на путь правдивого реалистического искусства. Обучение рисованию с натуры содействует развитию способности наблюдать и анализировать окружающую действительность, развивает зрительную память, создает предпосылки для развития творческого мышления и воображения.