7 этап
Седьмой этап — подведение итогов работы над рисунком (рис. 55).
На последнем этапе работы над рисунком надо прежде всего проверить общее состояние рисунка — подчинить детали целому, уточнить рисунок в тоне (сравнить блик со светом, рефлекс с полутоном), так как отдельные детали не должны вырываться из общего ансамбля.
Затем еще раз уточните: все ли находится на своем месте. Во время детальной проработки формы вы могли сбить рисунок. Чтобы легче было увидеть ошибки, отставьте рисунок на расстояние и посмотрите на него издали. Леонардо да Винчи в своей «Книге о живописи» советовал: «Мы знаем твердо, что ошибки узнаются больше в чужих произведениях, чем в своих, и часто, порицая чужие маленькие ошибки, ты не увидишь своих больших. И чтобы избежать подобного невежества, сделай так... Я говорю, что когда ты пишешь, у тебя должно быть плоское зеркало и ты должен часто рассматривать в него свое произведение. Видимое наоборот, оно покажется тебе исполненным рукою другого мастера, и ты будешь лучше судить о своих ошибках, чем в первом случае. Хорошо также часто вставать и немного развлекаться чем-нибудь другим, так как при возвращении к своей вещи ты лучше о ней судишь, а если ты постоянно находишься рядом с ней, то сильно обманываешься. Хорошо также удалиться от нее, так как произведение кажется меньшим, легче охватывается одним взглядом».
Рисунок №55 — Седьмой этап работы над рисунком головы
Особенно сложно установление верности тональных отношений. Здесь необходимо еще раз отметить самое темное и самое светлое место в натуре, и от них, сопоставляя полутона, привести рисунок к целостному решению. По четкости рисунка детали дальнего плана должны быть менее проработаны, переднего — более. Если детали дальнего плана «лезут» вперед, их надо приглушить.
Методическая последовательность в работе над рисунком должна строго соблюдаться. Нарушение ее замедляет усвоение учебного материала. Рисование, проходящее беспорядочно, вне всякой системы, не дает учащемуся возможность понять основной смысл построения рисунка и правила построения изображения. Нельзя перескакивать через отдельные этапы в работе над рисунком. Учащийся обязан последовательно закреплять отдельные этапы и разделы учебного рисунка, так как каждый предыдущий раздел является основой и составной частью последующего, без чего не может быть усвоение учебного материала.
Следует при этом отметить, что членение процесса работы над рисунком (на отдельные этапы) условно. Практически ясные границы между отдельными этапами провести трудно. Рисующий всегда может обнаружить недостаточно точное или просто ошибочное решение задач предыдущего этапа, а поэтому возвратиться к тому, что казалось уже решенным.
Усваивая учебный материал по рисованию гипсовой головы античного образца, постепенно усложняйте себе задачу. После рисования голов предельно обобщенной формы (Диадумена, Венеры, Гермеса, Дорифора) переходите к более сложным (Аполлона, Сократа, Лаокоона). В пособии «Учебный рисунок» для высших учебных заведений указывается: «Постановки гипсовых голов желательно чередовать по принципу от простого к сложному, например, раньше рисовать Геру, Зевса, позже — Геракла и Лаокоона».
Когда основной учебный материал будет хорошо усвоен, можно усложнить задачу и сделать рисунок головы на пространственном фоне. Пример такого решения показан на рисунках 56, 79, 85.
Когда будете рисовать голову Зевса, внимательно следите за формой черепа, чтобы нижняя челюсть не оказалась в отрыве от черепной коробки. Обилие и разнообразие локонов скрывают форму черепа, и студент, как правило, сосредоточивает свое внимание только на лицевой части и на локонах волос лба и бороды, а о форме всей головы в целом — забывает. В результате рисунок получается дробный и плохо построенный.
Чтобы лучше усваивался учебный материал, очень полезно выполнить академическое задание по памяти и по представлению. Учебными программами рисунки по памяти и по представлению предусмотрены, однако они выполняются формально, обучающиеся рисунку не стремятся специально развивать свою зрительную память.
Рисунок №56 — Учебный рисунок
Рисунок по памяти дает возможность художнику закрепить свои знания и навыки. Рисуя с натуры и наблюдая длительное время натуру, он не только усваивает учебный материал, но и запоминает конструктивный строй формы головы, вырабатывает навыки и принципы построения изображения на плоскости. В рисунке по памяти студент должен показать прочность своих знаний и навыков. Рисунок по памяти предусматривается учебными программами сразу после выполнения длительного задания не случайно, так как после длительного рисунка у учащихся еще сохраняется свежесть зрительного восприятия, им не так трудно вспоминать то, что они наблюдали при выполнении длительного рисунка.
Развитие зрительной памяти, помимо аудиторных занятий, полезно продолжать и дома. Вспоминая свои годы учения в Академии художеств, Ф. Толстой писал: «Я придумал заготовить дома папку с такою же точно бумагою, какая была у меня в натуральном классе, для того, чтобы, приходя из академии, рисовать на ней на память натуру, поставленную в классе, и так продолжал рисовать всю неделю. Так я делал при каждой новой позе натурщиков, а также и при постановке групп. Позже я завел у себя большую деревянную доску, выкрашенную черной краской и вылакированную, на которой рисовал мелом, тоже наизусть, в натуральную величину те модели, которые ставились в натурном классе. Этот мною изобретенный способ учиться принес мне много пользы, потому что ускорил и много способствовал изучению натуры».
Итак, рисовать надо всегда сознательно, а не копировать механически все, что видит глаз. Процесс рисования нужно рассматривать как процесс активного изучения натуры, как процесс познания.
Развитие объемно-пространственного мышления, как и совершенствование графических навыков, будет проходить успешно в том случае, если рисующий будет работать систематически и строго соблюдать последовательность усложнения учебных задач.
Досконально изучить натуру, понять закономерность ее строения рисовальщик может только при длительном и внимательном наблюдении. Например, рисуя с натуры человеческую голову, студент должен ознакомиться с закономерностью пропорционального членения головы на части, усвоить закономерность анатомического строения, принципы выявления большой формы. Длительного времени требует также и многообразие учебных задач, которые стоят перед рисующим.
Образование отдельных понятий и практических навыков представляет собой сложный процесс: первоначальное знакомство с материалом и осмысливание его, усвоение знаний и навыков, закрепление их. Таким образом, молодой художник, усваивая то или иное положение реалистического рисунка, проходит длинный путь — от первоначального знакомства с новым материалом и методом работы до окончательного овладения им и применения его на практике. На этом пути учащийся обогащается определенными понятиями, представлениями, знаниями и навыками. Знания художника должны быть точными, конкретными, сознательными, действенными и прочными.
Обучение рисованию с натуры складывается из двух видов учебной работы: длительный анализ натуры — длительный рисунок и короткие зарисовки — наброски. Учебные программы по рисунку предусматривают обязательное сочетание этих двух видов учебной работы — длительного рисунка и набросков. Чередование краткосрочных заданий с длительными предусматривается на всех этапах обучения рисованию с натуры, будет ли это начальная школа, или высшее учебное заведение. Такая форма обучения дает возможность учащимся лучше усвоить и закрепить полученные знания и навыки.
В деле воспитания художника и формирования его художественного мастерства наброски оказывают существенную услугу. Умение подметить характер формы, ее выразительность и лаконичными средствами рисунка запечатлеть — необходимы.
Метод обучения синтетичен. При аналитическом методе в длительном рисунке учащийся рассматривает модель, разлагает ее мысленно на составные части, сравнивает их между собой, измеряет. При длительном рисовании с натуры ученик еще не знает строения модели, но познает ее с помощью педагогов. В наброске учащийся уже должен знать основные особенности строения модели и на основе этих знаний передавать ее образ. Набросок — это лаконичное суждение о натуре, которое проверяется на основе ранее полученных знаний и навыков.
В набросках, прежде всего, должна быть видна закономерность строения натуры. Поэтому в условиях академического рисования с натуры наброски следует проводить параллельно с длительным рисунком. Но, работая над набросками и короткими зарисовками, ставьте перед собой определенную задачу. Не делайте набросков ради наброска. Подавляющее большинство учащихся к наброскам относятся очень формально, они преследуют одну задачу — количество, но не качество. Делая сотню набросков, думают выбрать пять-шесть удачных. Такой метод работы мало что может дать художнику. Набросок должен помогать усваивать учебный материал. Набросок — это быстрая зарисовка натуры. Он приучает начинающего быстро мыслить, выискивать наиболее яркие и лаконичные средства выражения, развивает гибкость кисти руки, остроту и точность глазомера. Набросок способствует целостному восприятию формы, что так необходимо начинающему при изображении гипсовых голов.
При изучении рисунка гипсовой головы наброски и короткие зарисовки ведите по двум направлениям: 1) на выявление конструктивной основы пропорциональных отношений и характера большой формы; 2) на передачу общего вида формы головы, на приобретение навыка быстро схватывать как общую форму, так и характер основных деталей.
Поскольку на данном этапе вы изучаете рисунок гипсовой головы античного образца, то и объекты для набросков и зарисовок выбирайте из этой же серии — голова Диадумена, Венеры, Аполлона, Апоксиомена, Дорифора. Не берите пока головы сложной формы — Гомера, Лаокоона, Раба.
Делая наброски с гипсовой головы, постарайтесь сделать серию набросков, изображая ее с разных сторон. Особое внимание обратите на приобретение навыка быстро схватывать сложные ракурсные положения — вид сверху, вид снизу.
Очень полезно выполнить серию набросков не с обычного положения головы, а с непривычного, то есть положить голову на стол и с разных сторон ее прорисовать. Полезно также менять освещение головы: осветить её сначала сверху, потом снизу, потом боковым скользящим светом. Такой метод будет активизировать творческую деятельность рисовальщика. При необычном освещении рисовальщику становится труднее анализировать форму, он должен все время опираться на научные знания и использовать их в построении рисунка. А это, в свою очередь, дает возможность художнику приобретать и опыт в творческой деятельности.
Профессиональная квалификация художника находится в прямой зависимости от суммы и качества знаний и навыков, которыми обладает художник, а также от его умения использовать их в процессе своей творческой работы.
Овладевая профессиональными знаниями и навыками на академических занятиях, учащийся художественного учебного заведения должен постоянно активизировать свою творческую деятельность, развивать художественный вкус. Этого можно добиться путем развития образного видения, образного мышления, систематических занятий и изучением произведений великих мастеров.
При рисовании головы человека лицевая часть больше всего привлекает внимание художника. Глаза, нос, губы, уши требуют тщательной прорисовки формы. Однако процесс детализации этих форм должен подчиняться определенным закономерностям строения формы. Этим вопросам и будет посвящена следующая глава.
Выделение специального раздела «Рисунок деталей головы — носа, глаза, уха, губ» рассматривается нами как крайне необходимая и обязательная часть курса академического рисунка. Как у музыкантов при изучении произведения для фортепьяно, пианист должен внимательно проштудировать отдельные, особо трудные места исполнения, чтобы в дальнейшем данное произведение сыграть целиком и полностью, без всяких осложнений, легко и свободно. Так и у нас, не овладев рисунком отдельных деталей головы, рисовальщик будет испытывать трудности при изображении головы человека.