Методы обучения рисунку в Древнем Египте, 3 часть
Столы, стулья, кресла, постели, имеющие четыре ножки, на рисунках изображались только с двумя (рис. 9). Дом, храм, пирамида и обелиски изображены всегда только с одной стороны. Когда художнику требовалось изобразить многоплановую сцену, он просто помещал одни фигуры над другими; те фигуры, которые у нас находились бы на переднем плане, он помещал внизу рисунка, дальние фигуры он располагал вверху. Иногда художники эти ряды отделяли друг от друга прямыми линиями (рис. 10). Рядом стоящие друг за другом предметы, однородные по характеру формы, не рисовались один над другим, а тщательно прорисовывалась передняя фигура, и около нее подрисовывался контур следующих фигур (рис. 11). Таким образом предписывалось изображать военные шествия и прочие многолюдные сцены. Все фигуры имели резко очерченный контур. Этот контур обычно имел черный цвет, за исключением тех случаев, когда он отделял белую поверхность от белой, желтую от желтой пли белую от желтой, — тогда он был красный или красно-бурый.
Рис. 9. За игральной доской. Рис. 10. Подданные Эхиатона славят бога солнечного диска. Рис. 11. Стрелки. Рисунок с древнеегипетского рельефа.Рисовали египтяне углем, кистью, а также выцарапывали металлическими штифтами (палочками) рисунок на глиняных досках, на камне и на стене по сырой штукатурке. Ученики в основном рисовали на глиняных досках и на папирусе. Наиболее распространенным и удобным методом обучения рисованию был метод работы на глиняных досках. Методика нанесения изображения строилась следующим образом: на ровную поверхность не очень просохшей глины ученик наносил заостренной палочкой линейное очертание предмета. Если изображение получалось неверное, он снова выравнивал глиняную поверхность и все начинал сначала. Если в рисунке требовались незначительные исправления, то ученик заминал пальцем эту часть изображения и вносил необходимые исправления. Такой метод рисования был очень удобен для ученических работ, он не требовал больших материальных затрат, так как одна и та же доска могла служить для выполнения целого ряда рисунков, а иногда переходить от ученика к ученику.
Лучшим рисунком считался тот, в котором контурные линии были более тонкими и плавным. При изображении человеческой фигуры глиняную поверхность доски предварительно расчерчивали тонкими линиями на ровные квадраты. Эти клетки служили ученику ориентирами для правильного изображения человеческой фигуры. В законченном рисунке эти клетки уничтожались: ученик заминал их пальцем и аккуратно разравнивал поверхность доски. Рисунок, как мы уже говорили, был линейный, без тоновой проработки формы (без прокладки теней). На папирус рисунок наносился краской с помощью кисти, позднее вошло в употребление тростниковое перо.
До нашего времени сохранилось довольно большое число рисунков, выполненных на папирусе. Их образцы имеются почти во всех европейских музеях.Техника нанесения изображения на глиняные доски и стены была отлична от техники рисунка на папирусе. Она заключалась в следующем: когда художнику требовалось на поверхности стены или глиняной доски дать изображение, то вначале он наносил на поверхность абрис фигуры углем или кистью с краской, затем процарапывал абрис металлическим штифтом и под конец работы заливал углубления процарапанного контура черной или красной краской. Ученики, рисуя на глиняных досках, ограничивались чаще всего только нанесением контурных линии без последующего залива их красками.
При обучении рисунку очень большое внимание уделялось техническим приемам. Обучение технике рисунка шло по двум направлениям. С одной стороны, педагог вырабатывал технику свободного движения кисти руки. Ученик должен был уметь свободно и легко наносить плавные контурные линии на поверхность доски или папируса. Во-вторых, ученик должен был иметь крепкую и твердую руку, чтобы уверенно выцарапать контур рисунка на стене для фрески, на камне для барельефа и других видов монументальных изображений.
Метод и система обучения у всех художников-педагогов были едиными, ибо каноны предписывали строжайшее соблюдение всех норм. Несмотря на то, что в школы принимались избранные лица, система воспитания и обучения была предельно строгой и даже жестокой: за малейшее отступление от предписанных правил, неточное выполнение канона ученика строго наказывали, вплоть до избиения палками. В одном из папирусов рассказывается, что ученик даже ходил три месяца в колодке и был связан в темнице храма. Как говорят научные исследования, овладение профессией в Древнем Египте было родовое. По законам Древнего Египта, сын обязан был овладеть профессией своего отца. Таким образом, навыки в той или иной профессии передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, от деда к внуку. Обучаясь искусству у своего отца, сын получал возможность полностью овладеть навыками изобразительного искусства.
Однако не следует думать, что обучение рисованию носило домашний характер. Отец, работая на строительстве какого-нибудь храма или дворца, водил своего сына в ту школу, которая была организована при этом строительстве. Ведущей школой Древнего царства была мемфисская придворная школа архитекторов в скульпторов. Эта школа была как бы художественным центром, вокруг которого группировались другие школы. Говоря о постановке художественного образования в Древнем Египте, необходимо сказать несколько слов о методических пособиях по рисованию. Обучая правилам рисования, учитель постоянно пользовался специальными методическими таблицами, где наглядно раскрывался процесс построения изображения. Эти таблицы он, возможно, рисовал сам либо с помощью своих старших учеников. Постепенно в школе накапливались целые сборники таких таблиц и альбомы рисунков. Эти альбомы образцовых рисунков являлись своеобразными учебниками, которые давали наставления как ученикам, так и художникам-педагогам.
Рассмотрим для примера несколько рисунков и таблиц, служивших в качестве образцов. На рисунке 13 изображены две фигуры — женская и мужская, испещренные вертикальными и горизонтальными линиями. На первый взгляд кажется, что весь рисунок произвольно разбит на равные квадраты, как это делают любители рисования при увеличении репродукции (при копировании). Однако как вертикальные, так и горизонтальные линии членят рисунок фигур по определенным местам, они делят фигуры на пропорциональные части. Помимо пропорционального членения, рисунок указывает и на правила изображения фронтального разворота фигур. Рисунок 12 показывает, как следует изображать сидящие фигуры.
Рис. 12. Пропорции сидящей фигуры. Рис. 13. Пропорции стоящей фигуры.О существовании подобного рода учебных таблиц свидетельствуют и сохранившиеся скульптурные доски (барельефы). Хорошей иллюстрацией метода построения изображения по египетскому канону может служить рельеф, описанный египтологом Т. Н. Бороздиной. Она пишет, что вся поверхность этого рельефа покрыта сетью квадратов. Рисунок исполнен черной краской. Врезанные линии местами проведены неровно, иногда видна поправка. Рельеф исполнен отчетливо, рисунок же сохранился плохо, местами совсем стерся. Разграфление сохранилось хорошо. Работа носит характер начальный, незавершенный. Эти линии, выцарапывания и заливка краской сделаны рукою египетского мастера и говорят о его методе построения изображения. Убедительным примером служит также доска, хранящаяся в московском Музее изобразительных искусств имени A. С. Пушкина (рис. 14).
Рис. 14. Неоконченный древнеегипетский рельеф.Профессор B. В. Павлов пишет: «Скульптурная модель, представляет собой плиту, разграфленную сеткой квадратов, служивших единицей измерения. Слева стоящие фигуры молящегося фараона и богини Исиды только лишь нанесены контурной линией, справа же стоящая фигура львиноголовой богини войны Сохмет уже вырезана в рельефе по контуру. Скульптурными моделями называются обычно памятники, подобные описанному, являвшиеся либо незавершенными, либо нарочито незаконченными для показа начинающему мастеру разных этапов обработки материала. Некоторые модели являлись законченными образцами — своего рода эталонами, позволявшими освоить ученикам каноны египетского искусства». Интересным образцом методики рисования является эскиз композиции к стенной росписи, хранящийся в Берлинском музее.
Здесь наглядно видно, как методически строится процесс изображения. Рисунок можно начать с любого места — с головы, с торса, рук и т. д. Главное — внимательно следить за расположением клеток, которые членят фигуры на пропорциональные части. В правой стороне композиции мы видим фигуру человека, начатую с головы. Прорисованы форма головы и кисть руки, а плечевой пояс намечен одной линией. У второй и пятой фигур головы лишь намечены отдельными линиями, дан абрис только затылочной части головы, а лицевая часть осталась нетронутой. Значит, и при обучении рисунку изображение начиналось не с выявления общей формы, а с механической подготовки пропорциональных отсчетов, с разграфления изобразительного поля клетками, куда уже можно было механически врисовывать фигуры людей.
По вышеприведенным описаниям мы можем судить не только об учебных образцах, но и о методике обучения рисунку. Подводя итоги, необходимо отметить, что в Древнем Египте возникла и укрепилась художественная школа. Обучение проходило уже не от случая к случаю, а систематически. Метод и система обучения у всех художников-педагогов были едиными, ибо утвержденные каноны предписывали строжайшее соблюдение установившихся норм. Обучение рисованию строилось не на основе изучения натуры, а на заучивании выработанных правил и канонов. Хотя каноны и облегчали изучение приемов изображения, они же и сковывали художника, не давали возможности изобразить мир таким, каким он его видел. В этом заключается определенная историческая ограниченность древнеегипетской методики обучения изобразительному искусству.