Методы обучения рисунку во второй половине XIX и в XX веке, 4 часть.

Частные же вопросы методики преподавания рисунка, живописи, композиции в последние десятилетия перестали интересовать теоретиков и практиков искусства, на первое место выдвигаются проблемы эстетического воспитания. Перестали быть предметом специального обсуждения частные вопросы методики и на международных форумах специалистов детского творчества. Главная тема всех международных симпозиумов — эстетическое воспитание, проблемы всестороннего развития человека.

В общеобразовательных школах социалистических стран — Германской Демократической Республики, Польской Народной Республики, Чехословацкой Социалистической Республики и других — методика преподавания изобразительного искусства в корне перестраивается, она начинает базироваться на новых методологических основах, связанных с новыми задачами народного образования.

В социалистических странах в 50-е годы XX столетия выпущен целый ряд интересных пособий по методике преподавания изобразительного искусства. Заслуживают внимания следующие теоретические работы: Лозенки, Григоров, Попова, Момчев. Рисование. Учебник для педагогических училищ (1953); В. Тюбке. Справочник по методике рисования (1954); Г. Хаушильд. Рисование с натуры (1956); Ф. Клейнер. Рисунок (1956); Э. Шюрер, В. Рихтер. Рисунок на классной доске (1957); М. Луначек. Основы изображения с натуры (1958).

Однако работ, посвященных учебному рисунку, в последнее время издается мало. Вопросы рисунка и методики его преподавания освещаются в статьях в различных журналах и сборниках. Исследуя историю преподавания рисования в общеобразовательных школах с последней четверти XIX века и до настоящего времени, мы видим, что разработка методов обучения идет по двум направлениям: представители геометрального метода отстаивают академическое направление в обучении рисунку, научное содержание и руководящую роль педагога. Представители натурального метода, отвергая академическое направление в искусстве и направляющую роль учителя в обучении рисунку, придерживаются метода «свободного воспитания».

Представители геометрального метода считают, что, рисуя с натуры предмет, человек не только рассматривает его, но и изучает, то есть рисование с натуры является одновременно и процессом познания реальной действительности. Чтобы изобразить предмет правильно (реалистически), его нужно хорошо изучить — познать характер формы, пропорции, особенности строения и т. д. Одновременно с этим ученик должен усвоить правила и законы построения реалистического изображения. Все это открывает богатые возможности для общего образования и эстетического воспитания. Понимая педагогическую ценность академического направления в обучении рисованию, они утверждают, что и в общеобразовательной школе обучение должно проходить по всем правилам искусства.

Отстаивая необходимость обучения изобразительной грамоте, они ратуют за то, что детей следует подготовить к восприятию и пониманию изобразительного искусства. Без элементарной грамоты ребенок не научится смотреть и оценивать произведения искусства, понимать их художественные достоинства. Решая проблемы эстетического воспитания, нельзя игнорировать художественное образование. Раскрывая понимание принципов эстетического воспитания, К. Маркс еще в 1844 году писал: «Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком».

Представители геометрального метода стремятся к серьезной постановке преподавания рисования. Обучая перспективе, теории теней, они показывают ученикам правильный путь в искусстве. Сторонники теории «свободного воспитания» указывают, что поскольку общеобразовательная школа не готовит художников, то и обучать детей правилам реалистического рисунка нет необходимости. Академические правила и законы рисунка лишают детей возможности свободно и непосредственно выражать свои чувства и мысли. «Сухой», «рутинный» метод академического преподавания рисования губит детей, лишает их непосредственности восприятия мира. «Ребенок должен оставаться ребенком», — говорят сторонники «свободного воспитания», детский рисунок тем и хорош, что в нем видна непосредственность детского восприятия.

Однако, не желая обучать изобразительной грамоте, сторонники «свободного воспитания» фактически пытаются из каждого ученика воспитать «маленького художника», или, выражаясь их языком, «маленьких коллег больших художников». Лишая детей серьезной подготовки в области основ изобразительной грамоты, они оставляют их наивными и беспомощными в искусстве.