Методы преподавания рисования в XVIII и первой половине XIX века, 12 часть

Большое значение в рисовании Песталоцци придает методам развития глазомера. Умение измерять есть азбука наблюдения. «Совершенно очевидно, что при обучении детей предметам, относящимся к искусству, в полной мере правильное наблюдение является следствием измерения предмета, который нужно определить, как скопировать, или настолько развитого чувства пропорции, что делает излишним измерение предметов. Следовательно, умение правильно измерять занимает в обучении изобразительным искусствам место рядом с потребностью в наблюдении. Рисование есть линейное изображение формы, объем и содержание которой правильно и точно были определены с помощью развитой способности измерять».

Профессиональных методических установок при обучении рисованию Песталоцци не дает, так как он не был художником. Но общие его замечания представляют большую ценность. Заслуга Песталоцци состоит в том, что он впервые соединил науку о школьном преподавании с искусством, поднял вопрос о необходимости методической разработки каждого положения рисунка. Он считал, что для развития глазомера должна быть одна методика, для понимания форм — другая, для техники — третья. Эту работу и стали проводить его ученики и последователи.

После Песталоцци рисование как общеобразовательный предмет начинает вводиться во всех начальных школах. Педагогические идеи Песталоцци получают дальнейшее развитие. Первым таким сочинением является книга «Элементы рисования по идеям Песталоцци», написанная его учеником Иосифом Шмидтом. В этом сочинении И. Шмидт высказывает мысль, что все упражнения в рисовании «не есть непосредственные средства к изучению рисования», а представляют собой скорее «средства для психологического и общего развития художественной силы нашей природы». Поэтому элементарное обучение рисованию должно исходить из таких «основных положений и пользоваться такими средствами, которые имеют в виду и способствуют развитию всех сил и способностей человеческой натуры».

При обучении рисованию И. Шмидт предлагает проводить специальные упражнения:
  1. для развития руки и подготовки ее к рисованию;
  2. упражнения в создании и нахождении красивых форм;
  3. упражнения для развития воображения;
  4. упражнения в геометрическом рисовании предметов;
  5. в перспективе.

Упражнения для развития рук должны предшествовать письму: они укрепляют руку, делают ее способной к начертанию линий. Упражнения по созданию красивых форм должны постепенно методически усложняться, вначале это — нанесение симметричной группы точек, затем — составление фигур из прямых линий и углов и т. д.

Упражнения для развития воображения состоят из изображений геометрических фигур — четырехугольников, треугольников и т. д., а также рисования по памяти. Упражнения в геометрическом рисовании состоят из рисования с натуры предметов наипростейшей формы во фронтальном положении. Упражнения в перспективе заключаются в рисовании с натуры различных предметов домашнего обихода и частей зданий, а также листьев и веток различных растений с передачей явлений перспективы.

Чтобы облегчить работу ученикам, И. Шмидт предлагает помещать сзади натуры лист картона, на котором изображена сетка из квадратов. Рисуя с натуры модель, ученик мог всегда проверить наклон и характер контура (силуэта) предмета по отношению к вертикальным и горизонтальным линиям, а клетки помогали правильно находить пропорции.

После начального курса рисования Шмидт советует переходить к художественному рисованию, где ученик начинает рисовать человека вначале с гипсовой, а затем и с живой модели. Курс заканчивается рисованием с натуры деревьев и пейзажа.

Другой ученик Песталоцци Рамзауаэр издал труд под названием «Обучение рисованию», где впервые была изложена идея рисования на классной доске. Новый метод заключался в следующем: на большой классной доске в виде предварительных упражнений изображались всевозможные линии, предлагались упражнения на развитие глазомера — проведение линий к определенным точкам, деление линий на части, проведение линий под определенным углом (наклоном). На следующем этапе следовало рисование геометрических фигур и характерных форм природы и искусства. Все это учитель должен изображать на классной доске, а учащиеся следить за возникновением и развитием каждой формы. Заканчивался курс рисованием с натуры, вначале предметов домашнего обихода, затем гипсовых голов, и, наконец, живой головы.

Большое влияние на развитие школьной методики оказали труды берлинского учителя рисования Петра Шмида. Он впервые ввел в общеобразовательные школы и детально разработал методику рисования с натуры, пользуясь для этого различными геометрическими моделями. Шмид положил начало развитию так называемого геометрального метода.

Заслуга Шмида состояла в том, что он разрабатывал методику обучения рисованию, основываясь на общепедагогических положениях. Первое его сочинение относится к 1809 году.

По мнению Шмида, рисование — не только механическое упражнение руки, оно является и гимнастикой ума, причем упражняются и наблюдательность, общее чувство формы, фантазии. Последовательность обучения рисунку, по Шмиду, должна быть такой: сначала изображение простейшей формы — параллелепипеда, затем изображение криволинейных форм предметов, — и так постепенно ученика подводят к рисованию с гипсовых голов и бюстов. Каждая задача обусловливает последующую, а последующая предполагает предыдущую и основывается на ней.

Шмид считал копирование картинок не только не приносящим ученику никакой пользы, но даже вредным. Он говорил, что копирование помогает лишь приобретению механического навыка и нисколько не содействует умственному развитию детей.

Противником метода П. Шмида был учитель семинарии во Фрейбурге К Солдан. Солдан считал, что геометральный метод Петра Шмида пригоден только для талантливых учеников, что геометрические фигуры с «абстрактною пустотою» не привлекают внимания детей, не вызывают никаких ассоциаций с формами реальной действительности. Лучше заниматься копированием с образцов, говорит Солдан, чем геометрическими формами отдалять детей от прекрасного в действительности. Свои взгляды И. Солдан изложил в пособии «О цели применения оригиналов при систематическом обучении элементарному рисованию» (1836).

Как мы уже говорили, в первой половине XIX века широкое распространение в общеобразовательных школах получил метод братьев Дюпюи. Желая усовершенствовать их метод преподавания, а также приблизить его к системе преподавания в общеобразовательных школах, в 1844 году профессор Тулузской школы искусств Гальяр издает труд под названием: «Полный курс начального рисования от руки и с помощью инструментов».

Сравнивая метод Дюпюи и метод Гальяра, надо отметить, что Гальяр не только не усовершенствовал метод обучения, но и способствовал превращению рисования с натуры в механическое копирование, в черчение.

Так, при прохождении элементарного курса рисования — прямолинейных фигур (линии, углы, четырехугольники), криволинейных (круги, овалы, розетки), смешанных (вазы, тумбы, балюстрады) — учитель должен заготовить образцы в виде плакатов (стенных таблиц), на которых должны быть обозначены вспомогательные линии, облегчающие построение изображения.

На классной доске учитель рисует фигуру, которая изображена на таблице, а объяснение правил построения ведет по таблице. Ученик, срисовывая с доски геометрическую фигуру, может выполнить рисунок на глаз или с помощью чертежных инструментов. Если рисунок выполнялся от руки, то его надо было проверить с помощью инструментов или даже шаблона. Таким образом, рисунок геометрической фигуры превращается в чертеж.

Новое в предложенном методе преподавания — это выделение лучших учеников, ассистентов в помощь учителю (мониторов). В переполненных классах такой метод обучения давал положительные результаты. М. М. Попов так описывает организацию учебной работы по принципу Гальяра: «Способ обучения следующий: ученики группами от 8-10 человек размещаются на скамьях полукругом перед большой доской. Мониторы, то есть лучшие ученики в каждой группу не садятся, так как являются руководителями известных работ. Во время занятий стенные таблицы и объяснительный ход работ (командные слова) вешаются так, что всегда на виду у монитора. Имея перед собой стенную таблицу, монитор каждой группы чертит мелом на классной доске рисунок этой таблицы. Если рисунок не сложен, то ученики, поочередно подходя к классной доске, исполняют по команде этот же рисунок, без помощи инструмента, а монитор с помощью инструмента проверяет нарисованные фигуры».

Кончивши работу, ученик садится на свое место и исполняет этот же самый рисунок на своей маленькой доске, держа ее на коленях. Таким же образом происходит рисование и с дальнейших таблиц, то есть ученики рисуют мелом во время урока то стоя — на большой доске, то сидя — на своих маленьких досках. Более сложные работы исполняются учениками только на маленьких досках с чертежа, сделанного монитором на классной доске, и проверяются мониторами с помощью инструментов, например: линейкой, циркулем, различными шаблонами и раздвижным угольником. Чертежи на большой доске мониторы всегда исполняют с помощью инструмента, а также проверяют инструментами все нарисованное учениками от руки, как на классной доске, так и на маленьких досках. К концу урока устраивается конкурс между учениками каждой группы отдельно.

В 40-е годы XIX столетия появляются такие новые методы, как стигмографическое рисование и рисование по сетке. Введение этих методов было вызвано стремлением приобщить к искусству рисунка более широкий круг детей младшего возраста.

Принцип стигмографического рисования состоял в следующем: ученику давался лист бумаги, на котором были намечены точки. По этим точкам он должен был срисовать с образца или вслед за учителем с классной доски линии, узоры или изображения различных предметов упрощенной формы.

Метод рисования по клеткам близок стигмографическому рисованию, однако здесь ориентирами служили не точки, а клетки. Когда этими методами заинтересовались врачи, то большинство окулистов выступили против этих методов, доказывая, что они оказывают вредное влияние на глаза детей, в результате чего в Германии одно время этот метод был запрещен.

Итак, начиная с XVIII века вопросам методики преподавания рисования уделяется большое внимание не только в специальных художественных школах, но и в общеобразовательных.

Методика обучения рисунку обогащается дидактическими принципами, идеями таких представителей педагогической мысли, как Песталоцци, Фребель, Дистервег и других. Педагогическое понимание особенностей развития человека, в особенности в его детские годы, помогает учителям рисования правильно строить учебный процесс в школах. Особая роль рисованию отводится как общеобразовательному предмету.

Наиболее прогрессивным и действенным признается геометральный метод, так как он помогает ребенку анализировать форму предметов, легче усваивать законы перспективы. Этот метод преподавания, основанный на геометрии, способствует правильности и точности рисунка. Он господствует во всех школах вплоть до конца XIX века. Методисты особо отмечают труды братьев Дюпюи.

Следует отметить, что методические основы построения изображения и методы обучения рисунку оставались едиными как в специальных художественных школах, так и в общеобразовательных. Эффективные приемы рисования из художественной школы переходили в общеобразовательную (как это было с методом Дюпюи), а методы обучения в специальных художественных школах обогащались положениями, разработанными педагогами общеобразовательных школ.

Итак, с конца XVII и до второй половины XIX века преподавание учебного рисунка в академиях художеств поднимается на небывалую высоту, что характерно почти для всех известных в то время академий: Франции, Англии, России, Италии и других стран.

Со второй половины XIX века академический рисунок начинает терять свою строгость и четкость. Уже в академиях мы не встречаем таких блестящих и виртуозных рисовальщиков, как Давид, Энгр, Гро (Франция), Лосенко, Шебуев, Егоров, Иванов (Россия). Основное внимание начинают уделять технической завершенности композиции, отчего строгость и четкость конструктивного построения учебного рисунка стала снижаться. Если школьная методика преподавания рисования продолжает успешно развиваться и совершенствоваться, то академическая система обучения теряет строгость научно-теоретического обоснования. Методисты высших художественных школ начинают больше обращать внимания на эстетическую сторону дела, на мастерство, на художественно-творческую основу.

Это объяснялось целым рядом причин: новыми эстетическими взглядами, новыми направлениями в искусстве.