Методы преподавания рисования в XVIII и первой половине XIX века, 9 часть
Автор старается показать начинающему рисовальщику, какие богатейшие возможности заключены в рисовальных материалах, подчеркивающих выразительность графического языка. Но обращая внимание ученика на техническую сторону рисунка, автор замечает, что пейзажисту необходимо хорошо знать природу, внимательно изучить структуру и характерные особенности деревьев разных пород (рис. 95-97).
Интересно методическое пособие А. Ивона «Методика рисования для школ и лицеев» (1867; рис. 98). Словесных методических указаний в этом пособии нет, их дают сами рисунки. Текст на таблицах около рисунка носит справочный характер (названия костей и мышц, пропорциональные отношения и т.д.).
Знакомство начинается с рисунка головы главным объектом изучения является человеческая фигура, мужская и женская.
Автор пособия умело сочетает методическую последовательность изображения с последовательностью изложения учебного материала. Давая сведения о пропорциональной закономерности частей человеческой фигуры, автор сначала знакомит ученика со скелетом, а затем показывает первый этап работы над рисунком (рис. 99).
Раскрывая закономерности анатомического строения фигуры, автор показывает и метод работы над рисунком (рис. 100, 101).
Широкое распространение получило «Пособие по рисованию» Барга (1868). Им пользовались вплоть до начала XX века, а некоторые учащиеся пользуются им до сих пор. Данное пособие представляет собой несколько альбомов-таблиц большого размера, к которым прилагается краткая методическая записка.
Рис. 95-97. Таблицы из пособия А. Каламма.Обучение начинается с рисования частей человеческого лица и всей головы, вначале гипсовой (рис. 102), затем живой. После этого предлагается перейти к рисованию деталей фигуры человека: вначале кистей рук и ног, затем всей руки и ноги и, наконец, торса (рис. 103). Рисунок фигуры человека начинается также с гипсового слепка, затем рисуется живая одетая фигура (рис. 104, 105). Курс обучения заканчивается изображением зверей.
С методической точки зрения это пособие интересно тем, что в нем дана четкая последовательность усложнения учебных заданий. К каждому разделу прилагаются образцы классических рисунков. Тем не менее это, казалось бы, фундаментальное пособие значительно уступает многим ранее изданным руководствам. Качество бумаги и особенно печать были невысокими.
В пособиях Жюльена, Каламма, Кенигера и других рисунки воспроизводились с факсимильной точностью, в них видна фактура карандаша, угля и даже ластика, как, например, в одном из пособий по рисованию животных (рис. 106-108). Такие книги действительно полезны начинающему рисовальщику. Из пособия Барга извлечь это рисовальщику труднее.
Следует также отметить, что пособие Барга носит компилятивный характер — многие методические приемы и таблицы заимствованы из других пособий.
Издание методических руководств по рисованию во второй половине XVIII и начале XIX века было налажено широко почти во всех странах, однако одно из первых мест в этом деле принадлежит Франции, французские методисты внесли много нового в методику преподавания рисования и, в частности, в методику обучения технике рисунка. Это позволило французской школе рисунка довести академический рисунок до совершенства. Большинство методических пособий, изданных во Франции, обращает внимание рисовальщика на технику исполнения.
Рис. 98. Титульный лист пособия А. Ивона.В них наглядно показывается, как следует вырабатывать знаменитую штриховую технику рисунка. Техника эта очень сложна и требует большой тренировки, поэтому таблицы рассматривались как образцы для копирования. Весьма показательны в этом отношении рисунки из пособий Жюльена. Рисунки в этих изданиях выполнены виртуозно. Каждое руководство имело свою методику и систему обучения. В некоторых пособиях обучение начинается с развития техники наложения штриховки и рисования простых геометрических тел и гипсовых голов. Другие пособия посвящены рисованию головы, где обучение начинается с рисования частей человеческого лица и головы, вначале гипсовой, а затем живой (рис. 109, 110).
Рис. 99. Таблица из пособия А. Ивона.Жюльен блестяще владел техникой рисунка. Особенно мастерски и красиво он передает фактуру материала — гипс, шелк, бархат. Посмотрите, как промоделирована форма человеческой головы (рис. 111). Здесь есть чему поучиться — и культуре рисунка, и технике исполнения. Надо также отметить, что Жюльен не навязывает ученику свою манеру и технику исполнения. Он знакомит с различными техническими приемами и методами работы карандашом (рис. 112-114). Жюльен творчески относился к методическим установкам: в одном случае предлагается одна методика, в другом — другая. К сожалению, художник ограничился лишь иллюстративной, наглядной стороной дела и не раскрыл научно-теоретические положения академического рисунка. Это снижает ценность его пособий.
Рис. 100, 101. Таблицы из пособия А. Ивона.Несмотря на стройность и систематичность, подобные руководства воспитывали скорее ремесленника, а не художника. Ученик, следуя предлагаемому методу, больше заботился о внешней стороне рисунка, не приучался к серьезному анализу натуры. Такое рисование часто превращалось в механическое копирование, что снижало роль рисования как учебного предмета.
Рис. 102 и 103. Таблицы из пособия Барга. Рис. 107 и 108. Таблица из старинного пособия. Рис. 109-114. Таблица из пособия Жюльена.