Методы обучения рисунку во второй половине XIX и в XX веке, 8 часть

Но особый урон художественной школе и методам преподавания академического рисунка нанес формализм в искусстве. Отрывая форму от содержания, отрицая познавательное значение искусства, формализм провозгласил полную независимость искусства от общественно-политической деятельности, привел искусство к полной бессмыслице.

Так, дадаисты прямо утверждали, что чем бессмысленнее, тем лучше; они ратовали за хаотическое, беспорядочное загромождение линий и красок. В манифесте ДАДА мы читаем: «Искусство — это аптекарский продукт для дураков: столы вертятся благодаря духу, картины и другие произведения искусства являются как бы несгораемыми столами: в них заключен дух...».

Дада сам не хочет ничего, он делает кое-что для того, чтобы публика говорила: «Мы не понимаем ничего, ничего, ничего. Дадисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно они не достигнут ничего, ничего, ничего».

Большая часть «произведений» дадаистов носила бессмысленный характер. Это были технические чертежи, цветные форзацы, детские каракули, случайные бытовые предметы.

Л. Шепетис пишет: «Прежде всего, это странные, бессмысленные коллажи или просто неуместно выставленные в качестве экспонатов бытовые вещи. Например, на Парижской выставке обыкновенная чернильница под названием «Святая дева», на Кельнскую выставку 1920 года можно было попасть, только пройдя через настоящую мужскую уборную. Право, не счесть подобных балаганных приемов в деятельности „классических" дадаистов».

Теоретические положения и практические опусы современных модернистов мало чем отличаются от установок дадаистов. Они продолжают оказывать свое влияние и на школу, на методы обучения рисунку. Конечно, было бы ошибкой утверждать, что подобное направление характерно буквально для всех художественных школ Западной Европы и Америки. Были школы и отдельные художники, которые продолжали отстаивать принципы реалистического искусства и академическое направление в преподавании рисунка.

Многие художники и теоретики за рубежом и сегодня продолжают борьбу за чистоту искусства и научное обоснование методов преподавания.

Среди теоретических работ рассматриваемого нами периода, способствовавших в той или иной мере правильной постановке преподавания учебного академического рисунка, следует отметить следующие: К. Винекон. Канон красивых форм для художника (1907); М. Клингер. Рисунок (1912); И. Медер. Рисунок от руки. Его техника и развитие (1924; один из наиболее капитальных трудов о рисунке); П. франк. Рисование и художественное воспитание (1928); Грасси. История рисунка (1947); В. Танк, форма и функция (1953-1955); И. Зрзавы. Анатомия для художников (1957); Ф. Майнер. Анатомия для художников (1958); И. Барчаи. Человек и драпировка (1958); X. Теодору. Перспектива (1969); К. Бараски. Трактат по скульптуре (1964) — «Трактат по скульптуре» К. Бараски, казалось бы, по названию не имеет отношения к рисунку. Однако методист найдет в ней много интересного для себя материала.

Особо следует обратить внимание на такие главы: «Элементы пластической анатомии. Территориальные морфологические различия человека. Пропорции человеческого тела», «Рисунок (Что такое рисунок? Как надо рисовать?)», «Элементы перспективы».

Говоря о современном состоянии методов преподавания учебного рисунка в зарубежных художественных школах, надо отметить, что в социалистических странах начался поворот к реалистическому искусству. В художественных школах капиталистических стран формалистические направления в искусстве еще продолжают главенствовать и оказывать свое влияние на методику преподавания рисования, однако и там начинают понимать бессмысленность такого искусства. Молодежь, желающая приобщиться к искусству, все чаще и чаще начинает обращаться к классическому наследию прошлого. В изобразительном искусстве ведущую роль начинают отводить рисунку, причем реалистическому рисунку.

Готовя себя к педагогической деятельности, изучая методы обучения рисунку, воспитанники художественно-графических факультетов пединститутов и педучилищ должны правильно понимать и оценивать как основные исторические периоды, так и принципиальные установки в методах преподавания искусства. В последние годы у нас иногда появляются недостаточно критические оценки как методов преподавания, так и их научных обоснований.

Изучая историю методов преподавания рисования, как в общеобразовательных, так и в художественных учебных заведениях, мы должны взять на вооружение все лучшее, что было в прошлом, и не только из зарубежных школ, но и из нашей русской школы. А поскольку методы преподавания в дореволюционной и советской России имеют свою историю, этим вопросам будет посвящена отдельная книга, которая уже готовится к изданию.

Задача настоящей книги — привлечь внимание специалистов к вопросам истории преподавания рисования за рубежом. В этом плане у нас большой пробел. Педагогов, историков искусства пока что эти вопросы мало интересуют. Между тем такая литература крайне необходима для подготовки художника-педагога, а следовательно, нужны и энтузиасты, которые бы посвятили себя этой нелегкой и кропотливой работе.