Рисование в эпоху Возрождения, 7 часть
Рассмотрим подробнее рисунок Дюрера, изображающий объемно-конструктивное строение человеческой головы (рис. 54). Этот классический образец анализу формы и закономерностей строения головы и до сегодняшнего дня остается непревзойденным. Почти во всех современных методических пособиях по рисованию воспроизводится этот рисунок. Сам Дюрер придавал очень большое значение конструктивному анализу формы. Об этом свидетельствуют его рисунки. Так, в портрете старика мы ясно читаем знакомую нам конструктивную схему (рис. 55).
Рис. 54. А. Дюрер. Изображение конструкции головы. Рис. 55. А. Дюрер. Старик.В эпоху Возрождения метод конструктивного анализа формы широко применялся художниками — педагогами. Об этом убедительно говорят многие рисунки, в том числе рисунок Гольбейна, где показана не только схема конструктивного строения головы, но и изменения перспективного вида конструкции при каждом повороте (см. рис. 53). Если голова наклонена вниз, то и вершины конструктивных дуг обращены книзу; если голова запрокинута вверх, то и вершины дуг обращены вверх; если голова находится на уровне зрения рисовальщика, то они превращаются в параллельные прямые. Когда бывает трудно определить, наклонена голова вниз или запрокинута вверх, то знание закономерности конструктивного строения головы поможет правильно установить в рисунке ее наклон и поворот. Если относительно горизонтальной прямой основание носа оказывается ниже ушей, значит, голова наклонена вниз; если основания ушных раковин оказываются ниже основания носа, значит, голова запрокинута вверх.
Предлагая схему конструктивного строения головы, Дюрер одновременно показывает и ее пропорциональное членение. Линия волосяного покрова проходит через стык теменной и лобной костей. Линия надбровных дуг идет по выступам надбровия и верхнему краю ушных раковин. Линия основания носа проходит через основание носа, нижний край скуловых костей и ушных раковин. Линия основания подбородка находится на краю челюстной кости. Все они делят лицевую часть головы на три равные части. Между линиями основания носа и надбровных дуг располагаются уши.
Закономерностями членения фигуры человека занимались почти все художники Возрождения — Мантенья, Боттичелли (рис. 56), Рафаэль, Дж. П. Ломаццо (рис. 57), Микеланджело (рис. 58) и их последователь Жан Кузен (рис. 59-62).
Рис. 56. С. Боттичелли. Канон пропорций. Рис. 57. Дж. П. Ломаццо. Пропорции фигуры человека.Много ценных мыслей высказал Дюрер и по другим вопросам методики обучения рисованию с натуры. В частности, он предлагает ученику внимательно следить за характером формы натуры: «...Ибо некоторые имеют большие, крючковатые, длинные и свисающие носы, другие же, напротив, имеют носы совсем короткие, вздернутые, толстые, шишковатые, глубоко вдавленные между глазами или же выступающие вперед от линии лба. Также некоторые имеют глубоко сидящие маленькие глазки или выпуклые большие глаза навыкате. Некоторые открывают глаза узко, как свиньи, и нижнее веко поднято у них больше, нежели опущено верхнее; иные же открывают глаза округло, так что виден весь зрачок. Далее, у некоторых брови высоко подняты над глазами, у других же они лежат совсем на них или нависают над ними, и у одних брови бывают тонкими, у других широкими. Сам художник внимательно следил за характером формы, о чем красноречиво говорит его портрет матери (рис. 63).
Рис. 58. Микеланджело. Пропорции фигуры человека.Большое значение при обучении рисунку Дюрер придает тщательному изучению натуры. Он пишет: «Также ты должен знать, что, чем точнее ты приближаешься к природе и жизни в своем воспроизведении, тем лучше и искуснее будет твоя работа». Большинство рисунков Дюрера свидетельствуют об основательном изучении натуры (рис. 64-67).
Серьезное внимание уделяет Дюрер личному показу при обучении рисованию. В книге третьей «Трактата о пропорциях» он пишет: «И все это описано здесь ради краткости не очень подробно, в чем нетрудно было бы убедиться, если бы можно было показать своими руками, как это следует делать.
Давая методические рекомендации начинающему художнику, Дюрер пишет: «Всякий может учиться работать с помощью знаний, в которых заключена истина, или он может работать без знаний, хотя при такой произвольности каждая вещь будет сделана неправильно, так что его усилия вызовут лишь насмешки знатоков. Хорошо сделанная работа... полезна человеку, хороша и приятна; небрежная же работа в искусстве достойна порицания и сожаления и равно ненавистна как в малых, так и в больших произведениях.
Необходимо, чтобы каждый проявлял умеренность в своей работе. Тот, кто хочет сделать нечто хорошее, не должен ничего отнимать от натуры и ничего неестественного к ней добавлять. Некоторые изменяют так мало, что этого совсем нельзя различить. Это не имеет смысла, так как это не заметно. Но изменять слишком много тоже не годится; лучше всего хорошая середина.
Рис. 63. А. Дюрер. Портрет матери. Рис. 64. А. Дюрер. Рисунок.Подводя итоги деятельности художников эпохи Возрождения, необходимое первую очередь отметить ту колоссальную работу, которую они проделали в области научно-теоретического обоснования искусства рисования. Их труды в области перспективы помогли художникам справиться с труднейшей проблемой построения трехмерной формы предметов на плоскости. Ведь до них не было художников, которые умели бы строить перспективное изображение объемных предметов. Не сохранились ни замечательные картины греческих мастеров, которыми восхищались их современники, ни теоретические труды по изобразительному искусству. Художники Возрождения, по сути дела, явились творцами новой науки. Они доказали правильность и обоснованность своих положений как теоретически, так и практически.
Рис. 65. А.Дюрер. Рисунок. Рис. 66. А. Дюрер. Куропатка. Рисунок. Рис. 67. А. Дюрер. Трава. Рисунок акварелью.