Методы обучения рисунку во второй половине XIX и в XX веке, 3 часть
Художники формалистического направления считают теоретическую концепцию сторонников натурального метода бесспорно правильной. Более того, они взяли ее на вооружение: академические правила и законы сушат и выхолащивают художника, утверждают они, традиции и школа не нужны. Художник, желающий достигнуть успеха в искусстве, должен учиться непосредственности восприятия и выразительности рисунка у детей. Так, Дерен пишет: «...Меня заботит еще одно — рисунок. Я хотел бы изучить рисунок детей. Наверное, в них-то и есть правда».
Исследуя методы преподавания рисования в общеобразовательных школах в конце XIX — начале XX века надо учитывать, что в этот период учебный предмет рисование включал уже четыре вида занятий: рисование с натуры где занимались рисунком и живописью, декоративное рисование (занятия декоративно-прикладным искусством) тематическое рисование и беседы об искусстве.
Рассматриваемый период в истории развития методов преподавания очень сложный и противоречивый. С одной стороны, интерес к проблемам обучения растет и ширится методы преподавания получают научно-теоретическое обоснование. С другой стороны, четкость и строгость рисунка заметно снижаются. Рисунок как таковой отодвигается на второй план, он анализируется в сочетании с живописью композицией и другими видами работ детей. На первый план выдвигаются вопросы художественного творчества и эстетического воспитания подрастающего поколения.
В это время появляется ряд искусствоведческих работ, посвященных детскому творчеству. Так, в Италии К. Раччи издает книгу «Дети-художники»; в Германии профессор Лейпцигского университета Лампрехт возглавляет движение по собиранию детского рисунка; в России учитель К. Лепилов, психиатр Л. Оршанский, искусствовед А. Бакушинский и другие посвящают художественному творчеству детей свои теоретические труды.
Следует отметить, что внимание ученых было сосредоточено не столько на разработке методики преподавания, сколько на изучении психики ребенка, его интересов. В этом плане широкую известность в начале XX века получили реакционные по своей сущности труды немецкого ученого Георга Кершенштейнера.
Н. К. Крупская писала о Керщенштейнере: «Он преклоняется перед буржуазным государством, блюдет пуще всего его интересы и с ними сообразует свою педагогическую деятельность... Самодеятельность является средством, чтобы лучше овладеть вниманием учеников, завоевать их доверие и тем вернее подчинить их своему влиянию. Новые методы в руках Кершенштейнеров являются лишь более утонченным и совершенным средством, построенным на знании детской индивидуальности, повлиять на их чувства и мировоззрение, пропитать их соответствующей моралью и идеологией».
Самодеятельность, возводимая Кершенштейнером в главный принцип педагогики, не могла служить основой методики обучения рисунку. Главное внимание Кершенштейнер обращал на изучение процесса свободного выражения ребенком своего «я» на анализ творческой деятельности детей, которая, по его мнению, приобретает эмоциональную окраску, когда она не скована никакими рамками. Кершенштейнер — противник геометрального метода, ибо считает, что этот метод мешает формирующейся личности раскрыть заложенные в ней творческие возможности.
В основу своей теории Кершенштейнер кладет биогенетическое понимание процесса развития изобразительной деятельности ребенка. Согласно положениям биогенетической теории, детское изобразительное творчество, развиваясь, повторяет путь развития человечества; разница лишь в том, что развитие культуры человечества связано с определенными историческими, социально-экономическими условиями, тогда как детский рисунок с ними не связан. В процессе овладения рисунком ребенок проходит определенные фазы развития, «изживание» которых обусловлено биологическими факторами и не зависит от воздействия среды. Отсюда требование невмешательства взрослых в естественный процесс развития ребенка, в его изобразительную деятельность.
Конечно, с такой точкой зрения мы не можем согласиться. К какой бы области искусства мы ни приобщали ребенка, ему следует указывать правильный путь. Как в устной беседе с ребенком педагог направляет его речь, так и в искусстве ребенка надлежит приобщить к пониманию изобразительного опыта. Искусство — не развлечение, а серьезный творческий труд, и рисование, в частности, не забава для детей, а одна из форм познания окружающей действительности. Выдающиеся представители педагогической мысли (Коменский, Локк, Руссо, Песталоцци, Фребель и другие) выступали за введение рисования в общеобразовательные школы ради общего развития детей, а не ради их развлечения. Они ратовали за правильную постановку преподавания рисования в школе. Сторонники «свободного воспитания», стремясь тоже к всестороннему развитию учеников, на деле сводили занятия рисованием к эстетическому воспитанию.
К 30-м годам XX века ведущими теоретиками по вопросам художественного воспитания детей становятся: в Германии — Кершенштейнер, в Америке — Дж. Дьюи, в России — А. В. Бакушинский. Несмотря на различный подход к решаемой проблеме и различную ее трактовку, все они объединяются общей идеей — идеей «свободного воспитания», утверждения личности ребенка с его абсолютным правом на выражение своих чувств и мыслей, отстранением учителя от руководства. Овладение графической грамотой, в особенности в начальной стадии обучения, по их утверждениям, детям не нужно.
Эта точка зрения продолжает существовать в капиталистических странах и сегодня. Сторонники теории «свободного воспитания» продолжают культивировать метод предоставления ученику полной свободы творчества, а педагог отодвигается на второй план. Весьма показательно в этом отношении высказывание известного американского дирижера Леопольда Стоковского: «Немало ценных наблюдений было сделано в школе в Санта-Барбаре (Калифорния). В этой школе дети занимаются играми и музыкой свободно, без всякого вмешательства со стороны взрослых. Среди игрушек, которые находятся в распоряжении этих детей, имеется множество разнообразных барабанов, колокольчиков, гонгов, цимбал, маримб и других простейших инструментов. Наблюдающие за детьми люди ничего им не подсказывают и принимают участие в играх только в тех случаях, когда дети сами этого хотят.
Давая общую характеристику современного состояния методики преподавания изобразительного искусства в школах капиталистических стран, надо отметить, что в организационном плане во многих школах дело поставлено на должную высоту. Это относится к оборудованию кабинетов, к снабжению учащихся высококачественными красками, бумагой, кистями, карандашами и т. п. Особенно хорошо в этом отношении обстоит дело в таких странах, как Япония, США, Франция, Англия, Италия. Однако эта проблема решается не в масштабе страны, а только в плане удовлетворения привилегированных школ в стране.