Методы преподавания рисования в XVIII и первой половине XIX века, 10 часть

Копировальный метод приучал учеников безразлично относиться к внутренней структуре живого организма, сосредоточивая все внимание только на поверхности предмета, на его контурах. Такое безразличие к натуре основывалось на чисто ремесленном понимании задач рисунка. Копировальный метод обучения не давал возможности ученику наблюдать реальную действительность, приучая к механическому заучиванию схем и канонов, навязывал манеру исполнения, лишая ученика его индивидуальности.

Жюльен не сумел соединить воедино высокую технику рисунка с научным обоснованием изобразительной грамоты. Правильнее решили эту задачу русские художники-педагоги А. П. Лосенко и В. К. Шебуев. В их методических руководствах мы видим внимательное отношение не только к технике рисунка, но и к законам изображения предметов на плоскости.

Заслуживает внимания и метод преподавания братьев Дюпюи, который пользовался большим успехом в профессиональных художественных и общеобразовательных школах, а также среди художников — педагогов многих стран. Метод работы братьев Дюпюи современники считали новым, прогрессивным. Однако надо заметить, что приоритет в разработке этого метода принадлежит не им, а русскому художнику А. П. Сапожникову. В 1835 году в Париже Александр и Фердинанд Дюпюи основали бесплатную школу рисования для учеников и ремесленников. В этой школе братья и создали свою методику обучения рисованию по специальным моделям, Фердинанд Дюпюи был занят разработкой методики начального обучения, Александр создавал модели для рисования головы и фигуры человека.

Модели Фердинанда Дюпюи делились на пять категорий. В первую категорию входили проволочные модели. Замкнутые фигуры, проволочные каркасы геометрических тел, как взятых отдельно, так и с вписанными внутри каркасами других тел. Например, каркас цилиндра вписан в каркас параллелепипеда, а каркас конуса — в каркас пирамиды. Модели эти были сделаны из проволоки толщиной 5 мм и окрашены белой краской, а вспомогательные части — красной (рис. 115). Вторая группа моделей состояла из деревянных брусков. Модели эти также были окрашены белой краской (рис. 116). Третья группа моделей — деревянные дощечки белого цвета: прямой угол из трех дощечек, вогнутая поверхность и т, д. Четвертую группу составляли геометрические тела — куб, шар, призма. Пятая группа — модели арок, колонн, ниш, лестниц и простой мебели.

Рис. 115-116. Фигуры геометрические.

Фигуры геометрические

Ученики в школе Дюпюи рисовали мелом на небольших досках, обтянутых черным лакированным холстом. Для установления моделей и демонстрации явлений перспективы А. Дюпюи сконструировал специальный станок. На этом станке были устроены зажимы, соединенные с подставкой шаровым шарниром, благодаря чему модель можно было поворачивать во все стороны, а также выдвигать выше и ниже.

Дальше обучение рисованию продолжал Александр Дюпюи. Его метод и предложенные им модели помогали понимать не только форму предмета, но и методическую последовательность построения изображения.

Основой методики рисунка Дюпюи было правило: начинать изображение не с частей, а с общего (с большой формы). Для осуществления этой задачи А. Дюпюи сделал специальные группы моделей головы, частей тела, человеческой фигуры. Каждая группа состояла из четырех моделей и отражала определенную методическую последовательность в построении изображения.

Например, для объяснения последовательности изображения головы предлагались четыре модели: первая — показывала форму головы в общих чертах; вторая — в виде обрубовки; третья — с намеком на детали и последняя — с детальной проработкой формы. Таким же образом анализировалась форма кистей рук, ног. Такая методика работы с учениками была настолько эффективна, что этот метод преподавания нашел широкое распространение и в общеобразовательной школе, и в специальной художественной.