Методы обучения рисунку во второй половине XIX и в XX веке, 1 часть

Как уже отмечалось, со второй половины XIX века интерес к вопросам методики преподавания рисования в специальной художественной школе заметно ослабевает. В то же время в средней школе методика обучения разрабатывается в более широком плане. Методикой преподавания рисования занимаются не только художники, но и искусствоведы, психологи, врачи; они ведут наблюдения за учениками, проводят эксперименты, на основе которых предлагают формы и методы обучения, применяют специальные модели и наглядные пособия, которые помогают учащимся быстрее и лучше усваивать учебный материал. Между методистами идут споры о преимуществе одного метода перед другим. Все это говорит о том, что к делу преподавания рисования в общеобразовательной школе уже не оставались равнодушными и широкие круги интеллигенции.

В это время особенно много издается пособий по начальному обучению рисованию. В 1852 году в Париже выходит книга Каве «Рисование без учителя», в которой предлагается новый метод обучения рисунку. «Это — первый метод, который может чему-то научить, — пишет Делакруа. — Опубликовав в качестве опыта свой замечательный трактат, г-жа Каве с огромным интересом излагает в нем плоды своих наблюдении относительно преподавания рисунка и свои собственные остроумные методы». Делакруа, давая очень высокую оценку работе Каве, считает, что она нашла новый и оригинальный метод обучения рисунку.

Как показало изучение этого метода, Каве пытается возродить старый метод рисования художников Возрождения с помощью завесы и перерисовывания рисунков через кальку. Метод обучения рисунку, предложенный Каве, состоит в следующем: «Итак, г-жа Каве заботится прежде всего о том, чтобы научить правильно видеть. Следуя ее крайне простому методу, можно легко добиться верности пропорций, грации и изящества рисунка. Этот метод состоит в том, чтобы с помощью кальки, сделанной на газе, дать ученику необходимые понятия о ракурсах, представляющих главную трудность в искусстве рисунка, и таким образом постепенно приучить его ко всему, что кажется в них странным и даже невероятным. Затем, заставляя ученика повторять по памяти то что он усвоил путем практической работы, г-жа Каве помогает постепенно освоиться с трудностями искусства».

Учителем и наставником в данном случае является рамка с натянутой кисеей (если рисунок делается с натуры) или калька (если рисунок делается с образца), проверку ученик ведет сам по прорези, которая была же нанесена на кальку или кисею: накладывая ее на свой рисунок, он проверяет величину изображения. Конечно, такой метод рисования не мог найти широкого вменения, ибо он был далек от действительного рисования. Этот метод мог помочь только занимающимся вышивкой и другими видами рукоделия. Серьезно к проблеме обучения рисованию подошел профессор Школы искусств в Париже Горас Лекок де Буабодран, метод которого изучал скульптор Роден. Буабодран в поисках метода развития зрительной памяти учащихся в рисовальных школах. Удачные результаты эксперимента, полученные им, заинтересовали многих художников — Деляроша, Г. Берне, Делакруа и других. Все они давали высокую оценку его методу преподавания, Буабодран утверждал, что зрительную память можно совершенствовать, указывая, например, как ученик развивает память, заучивая отдельные слова, фразы, стихи. Ему удалось доказать, что при помощи ряда упражнений можно вышивать подобным же образом и зрительную память для изобразительного искусства.

Немецкий методист Флинцер, преподававший в Хемдском реальном училище, считал, что цель рисования — ввести ученика в мир прекрасного. В дальнейшем, говорит Флинцер, «образовался более высокий взгляд на мою цель: воспитание духовного критического ока для наблюдения всего виданного мира». Исходя из этих целей, он предлагает строить методику преподавания так, чтобы ученик приходил к решению задач самостоятельно. Роль учителя — развитие ума и «сознательного зрения» воспитанника. Отсюда никакой собственноручной поправки рисунка начинающего педагогом — ученику дается возможность самому это сделать.

В содержании учебной работы по рисованию Флинцер большое место отводит орнаменту, изучение которого способствует воспитанию художественного вкуса. Предлагаемые им формы растительного орнамента несут черты стиля модерн, господствовавшего в то время.

Немецкий методист, преподаватель рисования и черчения А. Штульман предлагал соединить метод стигмографического рисования и рисования по сетке с рисованием с натуры.

Широкой известностью среди методистов также пользовались труды Г. Гирта, К. Ланге, Баумгарта, Е. Гильома, Виолле-ле-Дюка, Е. Куна, Л. Пранга, А. Доу, Л. Тэдда.

Предлагая «новые пути к художественному воспитанию» и новые методы обучения рисунку, Либерти Тэдд сводит методику преподавания к формальным задачам. По его системе обучения учащиеся должны вначале учиться рисовать попеременно то правой, то левой рукой, а затем выполнять симметричные фигуры одновременно обеими руками (рис. 117).

Рис. 117. Метод рисования Л. Тэдда.

Метод рисования Л. Тэдда

Л. Тэдд уже начинает включать в предмет рисование в школе более широкий круг занятий — лепку из глины, резьбу по дереву, металлические работы и т. д. По его мнению, «при изображении форм рисунком, глиной или на дереве, благодаря разнообразию материалов, приобретаются и усваиваются всевозможные физические координации. После занятий общего элементарного курса следуют работы столярные, металлические, черчение механическое и архитектурное, рисование и живопись с натуры. Исходя из физиологических и воспитательных целей, во всех работах преследуется одинаковое развитие правой и левой руки».

К концу XIX века специалисты школьного преподавания рисования разделились на два лагеря: в одну группу объединились сторонники геометрального метода, в другую — натурального.