Методы преподавания рисования в XVIII и первой половине XIX века, 3 часть
Основным методом в начальной стадии обучения, указывает Рейнольде, должен быть метод принуждения: «В первой половине жизни обучающегося искусству, как и всякого школьника, неизбежно должно господствовать принуждение. Грамматика, начальные правила, как бы они ни были невкусны, должны быть при всех обстоятельствах усвоены. Именно на раннем этапе обучения важно заставить ученика правильно понять путь овладения искусством, заложить основы для дальнейшего развития его способностей: «Я бы прежде всего рекомендовал, чтобы от младших учеников требовалось безусловное повиновение тем законам искусства, которые были установлены великими мастерами. Чтобы эти образцы, которые находили признание во все времена, рассматривались бы ими как совершенное и безупречное руководство, как предмет для подражания, а не критики... Только когда их талант совершенно созреет, может быть, наступит время, когда можно будет обойтись без правил. Но нельзя разбирать леса, пока не возведено здание».
Строя методику работы с учениками, педагогу необходимо с особым вниманием относиться к одаренным. Здесь, говорит Рейнольде, надо учитывать возрастные особенности учащихся, их стремления и увлечения: «Особенно внимательно надлежит следить за успехами более подвинутых учеников, достигших в своих занятиях того критического периода, от правильного понимания которого зависит будущее направление их вкуса. В этом возрасте для них весьма естественно увлекаться больше блеском, чем основательностью, и предпочитать роскошную небрежность утомительной точности... Им не трудно будет достичь этих ослепляющих качеств. Когда они потеряют много времени в этой легкомысленной погоне, трудность будет заключаться в отступлении; но будет слишком поздно; и вряд ли найдется хоть один пример возвращения к добросовестному труду после того, как разум был развращен и обманут этим ложным мастерством... Они приняли тень за сущность; и сделали механическую легкость гласным достоинством искусства, для которого она является лишь украшением. Тем более, что о заслугах в этой области мало кто может судить, кроме самих художников. Мне кажется, что это — один из самых опасных источников развращения... Снова и снова надо повторять, что прочная слава дается только трудом и что нет легкого пути, чтобы сделаться хорошим художником».
Придавая большое значение методическому руководству, впервые в западноевропейской художественной педагогике Рейнольде выдвигает мысль, что преподавание требует творческого подхода, что обучение рисованию — тоже искусство. Можно изложить учебный материал весьма убедительна говорит Рейнольде, но, если педагогические приемы не будут проверены на практике, ученики не усвоят материал достаточно глубоко: «Можно с хвастливой болтливостью весьма широковещательно распространяться о всяких подробностях преподавания. В лучшем случае это будет бесполезно».
Большое влияние на академическую методику преподавания рисования оказали прославленный археолог, историк искусства Иоганн Винкельман (1717-1786) и живописец Антон Рафаэль Менгс (1728-1779).
Исключительная влюбленность в свой труд, знание классического искусства Древней Греции, глубокое понимание ценности античного искусства в деле воспитания молодых художников способствовали тому, что теоретические положения И. Винкельмана и Р. Менгса стали законом для многих европейских академий художеств. Винкельман и Менгс, обнаружив единство эстетических убеждений и взглядов на изобразительное искусство, вдохновляли друг друга, активно выступали с пропагандой своих воззрений.
Редко кто из художников не зачитывался научными исследованиями этих выдающихся деятелей искусства. С трудами Винкельмана были знакомы не только художники-профессионалы, но и подавляющее большинство передовой интеллигенции того времени. Его работы формировали эстетические взгляды как художников, так и людей самых различных профессий.
Винкельман в своих научных трудах сумел убедительно раскрыть культурное значение античного искусства. Он разработал стройную, передовую для того времени систему художественной критики. Винкельман считал, что главным содержанием изобразительного искусства, должно быть прекрасное. Сущность прекрасного в искусстве, по его мнению, заключается в изображении природы по классическим законам; это строгое соблюдение законов композиции, верность пропорций и самое главное — правильность рисунка.
Винкельман говорил: «Чтобы стать великим — подражай древности. Античность надо любить, чтобы правильно понять природу».
Рафаэль Менгс, помимо творческой и педагогической деятельности, занимался научно-теоретической работой. Он написал большое количество статей и три капитальных сочинения, которые высоко ценились художниками и любителями искусства.
Основой изобразительного искусства Менгс считал рисунок. Обучая молодое поколение художников, Менгс стремился прежде всего к тому, чтобы его ученики приобрели «верность глаза и ловкость руки в рисунке, а также сообразность рисунка с колоритом». Он говорил, что «художник всегда должен рисовать, как живописец, а писать, как рисовальщик».
Однако взгляды Менгса на рисунок и методика его преподавания были субъективны, методологическая же основа их — идеалистична. «...Идеальное стоит выше материального, идеальное способно сообщать материальному нечто от своего совершенства, а материальное способно это воспринимать».
Много пенных мыслей о рисунке и методике его преподавания высказал Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832) — один из основоположников немецкой литературы нового времени и разносторонний ученый, высказавший, по словам Маркса, «гениальные догадки, предвосхищавшие позднейшую теорию развития, и, в частности, разработавший теорию цветоведения.
Особую ценность для нас представляют высказывания Гёте о рисунке и методике его преподавания, так как они отражают передовые педагогические идеи того времени. Метод овладения искусством, по Гёте, должен основываться на научных данных изучения реальной действительности. Бессмысленное механическое копирование натуры превращает художника в ремесленника, погоня же за внешним эффектом, выработка своей особой манеры неизбежно ведут к произволу в искусстве. Подражание — рабство, говорит Гете, манера — произвол художника, стиль же — результат целеустремленного научного познания мира.