Рисование в эпоху Возрождения, 8 часть

Много внимания уделяли живописцы Возрождения также изучению пластической анатомии. Почти всех рисовальщиков интересовали законы пропорционального соотношения частей человеческого тела. В каждом трактате тщательно анализировались пропорции человеческого лица, а также других частей тела. Мастера Возрождения умело использовали данные своих наблюдений в практике изобразительного искусства. Их произведения поражают зрителя глубоким знанием анатомии, перспективы, законов оптики. Положив в основу изобразительного искусства данные науки, художники Возрождения особое внимание уделили рисунку. Рисунок, заявляли они, содержит в себе все самое главное, что требуется для успешной творческой работы. Яркой иллюстрацией этому могут служить подготовительные рисунки к росписи Сикстинской капеллы Микеланджело (рис. 68-69), «Положение во гроб» Рафаэля (рис. 70, 71) и другие.

Рис. 69. Микеланджело. Рисунок для фрески «Страшный суд».

Микеланджело. Рисунок для фрески Страшный суд

Микеланджело, избрав сложный поворот и ракурс для Ливийской сивиллы (рис. 72), тщательно изучает фигуру человека в данном положении, проверяет по натуре закономерности расположения костей и мышц.

Он внимательно прорисовывает торс, характерные движения руки, ступни, пальцев при данной позе человека. На рисунке 68 видны даже две пометки в области акромиального отростка, возможно, для того, чтобы сделать отдельный рисунок плечевого пояса. Кроме того, художник вторично прорисовывает ту же позу и те же детали в новом рисунке (см. рис. 70) — форма торса здесь уже выявлена более точно, выправлены пропорции (удлинен торс), тщательнее изображены ступня, фаланги пальцев, кисть руки. Тщательно проработаны и рисунки Рафаэля (см. рис. 70, 71). Художник стремится передать положение человеческого тела как можно убедительнее, реальнее, с учетом анатомического строения.

С помощью науки изобразительное искусство эпохи Возрождения достигло величайшего расцвета. Оно представляет собой одно из самых интересных и драгоценнейших явлений человеческой культуры. Значение теоретических трудов художников этой эпохи заключается в том, что они сумели дать ответы на самые серьезные вопросы искусства. Причем они не только теоретически обосновали наиболее актуальные проблемы искусства, но и практически доказали их необходимость.

Рис. 70. Рафаэль. Рисунок к картине «Положение во гроб».

Рафаэль. Рисунок к картине Положение во гроб

Рис. 71. Рафаэль. Анатомический рисунок.

Рафаэль. Анатомический рисунок

Все, кто любит и знает изобразительное искусство эпохи Возрождения, обращаются к нему как к источнику мудрости, знания и высокого мастерства. Художники, искусствоведы, писатели и философы в замечательных произведениях живописи, скульптуры и архитектуры находят для себя источник вдохновения. Большой вклад художники эпохи Возрождения внесли и в методику преподавания рисования, они направили следующие поколения художников — педагогов по правильному пути и способствовали становлению рисования как учебного предмета.

Однако следует отметить, что художники эпохи Возрождения мало касались вопросов дидактики, почти не связывали дидактические проблемы с вопросами изобразительного искусства. Эту важную работу начали проводить академии художеств, открывшиеся в конце XVI века в ряде зарубежных стран.