Техника рисунка
Рисунок по своей технике может быть различным. Линейный (контурный) рисунок имеет определенный характер в соответствии с материалом и техникой выполнения. Работая твердым карандашом из графита или тушью (пером), художник наносит тончайшие линии. Если же рисовать мягким карандашом или сангиной, контурная линия получится широкой.
Контурной линией можно передать характер формы, пропорции, пластику движения, ритм, наметить перспективные планы. Линейно-пространственные изображения контуром блестяще выполняли многие живописцы, в частности Дюрер, Веласкес, Энгр, Тициан, Брюллов и другие.
В тех случаях, когда необходимы рельефное выявление объемной формы, лепка форм светотенью, контурный рисунок неприемлем. Тогда следует прибегнуть к штриху, то есть проштриховать линейное изображение. Штрих передает различные направления объемных масс, тон предмета. Пользуясь штрихом, художник обогащает рисунок светотеневыми градациями, рефлексами, тонально цветовыми переходами.
В зависимости от материала можно достичь в штриховом линейном контурном рисунке самых разнообразных эффектов. На гладкой бумаге штрих доводится до тончайших начертаний. На шероховатой бумаге, если художник работает итальянским карандашом, сангиной, соусом или углем, штрих, оставляет сочную, мягкую линию. Применяя приемы растушевок угля, сангины, соуса, итальянского карандаша, достигают тончайших оттенков в передаче воздушной среды, неба, земли, стволов деревьев, листвы и других деталей пейзажа. С помощью приемов растушевки, как уже отмечалось, художник передает светлые и темные тона в различных градациях, прокладывает сочные, густые тени и вообще лепит и моделирует форму светотенью.
Особенно обогащает возможности светотеневой ленки и моделировки формы в рисунке с растушевкой применение тонированной бумаги с различной фактурой. Работая черным и белым на бумаге, тонированной в серый цвет, можно достигнуть различных эффектов.