Масла, применяемые при изготовлении красок
Основным связующим веществом в тонкотертых масляных красках является масло. В живописи применяют только такие растительные масла, которые, высыхая в тонком слое на какой-либо поверхности, способны образовывать пленки, прочные, эластичные и стойкие к внешним, в том числе и атмосферным (влага, температура) воздействиям. Этим требованиям больше всего отвечают льняное, ореховое, маковое, подсолнечное и в известной степени конопляное масла.
Льняное масло получается из семян льна посредством их прессования. Лучшие льняные масла выжимают из семян льна, произрастающего в северных районах СССР: Новгородской, Ленинградской, Вологодской, Великолукской, Псковской областях. Эти масла быстро высыхают и образуют более прочные пленки. Льняное масло является незаменимым материалом для приготовления красок, так как, высыхая, оно образует очень прочные и стойкие к внешним воздействиям пленки, не расположенные к растрескиванию, правда, с течением времени довольно сильно желтеющие.
Ореховое масло получают из ядра грецких орехов. Оно отличается более светлой окраской, чем льняное, и почти не темнеет при высыхании. Но сырое ореховое масло высыхает медленнее, чем льняное. Пленки его не склонны к растрескиванию и отличаются большой прочностью.
Маковое масло получают прессованием семян белого мака. Оно обладает очень слабой окраской золотисто-желтого цвета и очень прозрачно. Сохнет маковое масло медленнее орехового и льняного; в сыром не облагороженном виде, высыхая, образует недостаточно прочные и склонные к растрескиванию, однако почти не желтеющие пленки.
Конопляное масло — продукт прессования семян конопли. Обычно оно бывает сильно окрашено в зеленовато-желтый цвет. Облагороженное и обесцвеченное конопляное масло дает прочные, нерастрескивающиеся пленки.
Подсолнечное масло получают путем прессования из семян подсолнуха. Оно имеет золотисто-желтую окраску, сохнет довольно медленно, но при высыхании дает достаточно прочные, не желтеющие пленки.
Другие виды растительных масел, например оливковое (деревянное неочищенное масло), прованское (очищенное оливковое масло), касторовое — невысыхающие масла, а также хлопковое и кукурузное — полувысыхающие масла, не образующие прочных пленок, в живописи не применяются.
Масла из семян льна, конопли, подсолнуха, а также ядер грецкого ореха получаются посредством выжимания прессом. Существуют два способа выжимания: горячий и холодный. При горячем способе дробленые семена подогревают и получают сильно окрашенное масло, которое мало пригодно для живописи. Гораздо лучше масло, выжитое из семян холодным способом. Его получается меньше, но зато оно не загрязнено различными примесями и не имеет темно-коричневого оттенка, а лишь слабо окрашено в желтый цвет.
Свежеполученное масло содержит ряд вредных для живописи примесей — воду, белковые вещества и слизи, сильно влияющих на его способность к высыханию и образованию прочных пленок. Поэтому для приготовления живописных красок оно непригодно. Масло следует обработать, или, как говорят, «облагородить», удалив из него воду, белковые слизи и всякие загрязнения. Одновременно с этим его нужно обесцветить и придать ему качества, необходимые для живописи.
В отличие от сырого масла — льняного, орехового, макового и подсолнечного — облагороженное, высыхая, образует прочные и стойкие пленки, не способные к растрескиванию и сохраняющие присущий им первоначальный блеск, глянцевитость и прозрачность. Это масло высыхает в тонком слое медленно, но сразу же во всей своей толщине. У не облагороженного масла высыхает только поверхностный слой, а под ним остается сырое масло, крайне медленно высыхающее в дальнейшем, так как доступ к нему воздуха сильно затруднен образовавшейся на его поверхности пленкой. Пленка эта, отвердевая, довольно быстро утрачивает блеск, прозрачность и прочность и несколько мутнеет.
Для приготовления облагороженного масла берут льняное, ореховое, маковое или подсолнечное масло, желательно полученное способом холодного прессования мязги (1). Это масло можно приобрести на маслобойках. Имеющееся в продаже рафинированное масло непригодно, так как в процессе его очистки обычно употребляют различные щелочи и кислоты, а масло неоднократно промывают водой. Все это крайне неблагоприятно сказывается на его качествах: резко снижается его способность к высыханию, образуемая им пленка менее прочна и прозрачна, быстро тускнеет и легко растрескивается.
Итак, масло холодного прессования наливают в широкогорлую банку из белого прозрачного стекла, предварительно положив на ее дно (примерно на 1/5—1/8 ее объема) хорошо высушенные черные тонкие, плоские сухари. Затем банку покрывают однослойной марлей и ставят на солнце и воздух — на окно, веранду, крышу и т. п. Срок, необходимый для получения высококачественного облагороженного масла, находится в прямой зависимости от времени года, количества солнечных лучей, температуры воздуха и толщины слоя масла в банке. Быстрее всего такое масло можно получить в марте—апреле в условиях сельской местности, где воздух не загрязнен частицами пыли. В это время количество излучаемых солнечных лучей самое большое.
Лучше даже наливать масло тонким слоем 3—4 см не в банку, а в стеклянную плоскую ванночку (типа фотографической). Предварительно на дно ванночки кладут сухари из черного хлеба слоем в ½ см. Ванночку следует поставить на 2—3 недели на крышу. В пасмурные, дождливые дни и на ночь ее необходимо убирать в комнату. Через 14—20 дней при ясной, солнечной погоде можно получить превосходное облагороженное масло.
Если оно налито в обыкновенную литровую широкогорлую банку, а условия его облучения и доступа к нему воздуха благоприятны, то вполне достаточно 3—4 месяцев для получения хорошего качества облагороженного масла. Если же взять узкогорлые пузырьки, флаконы, бутылки и даже выставить их открытыми на солнце, то все равно для получения облагороженного масла потребуется очень длительное время (не менее 2—3 лет), так как к маслу будет затруднен доступ воздуха.
Наряду с таким методом некоторые живописцы (А. В. Куприн) пользуются и другим способом облагораживания масла. Они берут льняное сырое масло, полученное холодным прессованием семян льна, и, применяя три вида его облагораживания, получают три различных по своим живописным свойствам сорта облагороженного масла: жидкое, полужидкое и лаковое.
Жидкое облагороженное масло приготовляют следующим образом. Берут полбутылки сырого льняного масла и смешивают его с чистой дождевой или дистиллированной водой; смесь сильно взбалтывают и отстаивают в течение суток. Затем масло осторожно сливают, а воду заменяют чистой. Весь процесс промывания масла повторяется не менее четырех-пяти раз. Промытое масло выливают в тарелку и выставляют неприкрытым на 2—3 дня на солнце. После этого его сливают в бутылку из прозрачного белого стекла, плотно закупоривают пробкой и опять выставляют на солнце, выдерживая не менее полугода.
Облагороженное таким способом масло не содержит белковых слизистых веществ и воды и обладает по сравнению с обыкновенным сырым маслом повышенной плотностью, но в то же время имеет достаточно жидкую консистенцию, прозрачно и совершенно бесцветно. Краски, стертые на нем, высыхают в 2—3 дня, образуя при этом блестящие, прозрачные, не тускнеющие пленки.
Полужидкое облагороженное масло, имеющее среднежидкую консистенцию, приготовляется так: промыв масло водой, его наливают слоем 2-3 см в фарфоровое блюдо и выставляют неприкрытым на солнце и воздух на 2—3 недели. Лучше всего выставлять масло в марте—апреле, так как в это время года воздушная среда содержит меньше пыли, благодаря чему ультрафиолетовые и инфракрасные лучи с большей интенсивностью облучают масло, и процесс его «варки солнечным жаром» протекает несравненно быстрее и эффективнее.
Полученное полужидкое масло обладает более густой консистенцией, нежели жидкое, оно более плотно, совершенно прозрачно и бесцветно (2).
Третий сорт масла, называемого лаковым, приготовляется также из жидкого льняного масла, промытого водой. Затем оно выдерживается в открытом сосуде на солнце и воздухе в течение нескольких лет (не менее 3—4). Лаковое масло по своей консистенции напоминает жидкий мед. Пользуются им как лаком, вводя его в том или ином количестве в красочную пасту. Особенно хорошие результаты оно дает в красках, предназначенных для лессировок. При этом никаких лаков в краски вводить не надо. Высыхая, масло образует очень прочные, блестящие, совершенно прозрачные и эластичные пленки. Эти его свойства, чрезвычайно ценные для живописи, полностью сохраняются и в красочном слое (3).
Пленки облагороженного масла в отличие от пленок сырого и полимеризованного масла благодаря особенностям своего просыхания, его равномерности и быстроте почти совершенно нейтральны к красочным веществам, что благоприятно сказывается на сохранности цвета отдельных красок и первоначального колорита произведения.
Пантаэфиры подсолнечного масла. Как и все высыхающие жирные масла, подсолнечное масло состоит из глицеридов. Если его подвергнуть специальной обработке в автоклавах при температуре +225° C и давлении 25 атмосфер в присутствии воды, то произойдет процесс расщепления глицеридов на глицерин и жирные кислоты. После этого происходит этерификация жирных кислот масла путем соединения их с пентаэфитритом, то есть замещение глицерина более активным веществом пентаэфитритом, в результате чего и образуются пентаэфиры жирных кислот подсолнечного масла. Этерификацию производят при высокой температуре без доступа кислорода воздуха, при этом совершается полимеризация масла.
По своим качествам полученные таким путем пентаэфиры жирных кислот подсолнечного масла (4) являются превосходным связующим веществом для масляных красок, особенно для белил и красок светлых тонов. Стертые на них красящие вещества образуют быстро высыхающие масляные краски, пленки которых сохраняют свой первоначальный блеск, не тускнеют с течением времени и практически не желтеют, что очень важно для белил и красок зеленых и синих тонов. Кроме того, процесс высыхания и отвердевания пленок красок, стертых на пентаэфирах жирных кислот подсолнечного масла протекает иначе, чем у красок, стертых на обычных маслах. Так, например, начало образования поверхностной пленки у цинковых белил, полученных на обычном полимеризованном подсолнечном масле Ленинградского завода художественных красок (белила № 1), на прямом свету произошло на 18-е сутки, в тени — на 32-е сутки. У цинковых же белил, стертых на пентаэфирах подсолнечного масла (белила № 2) образование поверхностной пленки на прямом свету произошло на 11-е сутки, а в тени — на 12-е сутки. Условно-сквозное (полное) просыхание пленки белил № 1 наступило на 54-е сутки, а у белил № 2 — на 42-е сутки. При сравнении накраски этих двух белил через год было замечено, что у первых произошло очень заметное падение тона, или светлости, и, кроме того, они приобрели ярко выраженный грязновато-желтый оттенок. Белила № 2 дали за это же время чуть заметное изменение тона и стали немного теплее по оттенку.
Быстрота просыхания красок, стертых на пентаэфирах подсолнечного масла, почти полное отсутствие изменения первоначального тона при высыхании и впоследствии в течение длительного времени ставят этот новый вид связующего вещества для масляных красок на первое место (5).
- ↑ — Мязга — дробленое семя.
- ↑ — Этот сорт облагороженного масла А. В. Куприн применял как в чистом виде, так и в смеси с равной ему по % объему частью мастиксового скипидарного лака для живописи лессировками, вводя его в красочную массу и стирая на нем краски.
- ↑ — Для разжижения лакового масла надо использовать лиственничный скипидар.
- ↑ — Впервые получены во Всесоюзном научно-исследовательском институте жиров в г. Горьком.
- ↑ — М. М. Девятов. Новый метод изготовления художественных масляных красок. «Сообщение Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории по консервации и реставрации музейных художественных ценностей». М., 1963, № 7, стр. 6—19.