Белые красящие вещества
Свинцовые белила — порошок чистого белого цвета. По своему составу являются сложным соединением свинца (водной окиси углекислого свинца и углекислого свинца).
Свинцовые белила хорошо стираются с маслом, быстро высыхают и способствуют более скорому просыханию смешанных с ними красок, так как обладают свойствами сиккатива, то есть ускорителя высыхания масла.
Тонко стертые с хорошо отбеленным и облагороженным ореховым, маковым или подсолнечным маслом, они обладают большой кроющей силой, дают плотный красочный слой, хорошо сцепляются с поверхностью грунтованного холста и не склонны к растрескиванию и осыпанию. Высыхая в тонком слое, они образуют прочную и эластичную красочную пленку в течение 2—12 дней, в зависимости от условий температуры и влажности помещения.
Недостатком свинцовых белил является то, что они, высыхая вместе с маслом, несколько желтеют. Однако если пожелтевшие белила выставить на солнечный свет, желтизна исчезнет. Свинцовые белила, стертые с не облагороженными маслами, особенно с льняным, сильно желтеют, с уплотненным подсолнечным — почти не желтеют. Благодаря своей малой маслоемкости (7—10%), большой укрывистости и красоте цветового тона эти белила незаменимы в живописи.
Свинцовые белила не рекомендуется смешивать с красками, содержащими серу и ее соединения, например с кадмиями, так как возможно потемнение этой смеси. По той же причине следует избегать смешения свинцовых белил с краплаками.
Цинковые белила — это безводная окись цинка, представляющая собой порошок чисто белого цвета, получаемый в заводских условиях методом окисления паров металлического цинка. При стирании с маслом (лучше брать не льняное, а облагороженное подсолнечное или ореховое масло) цинковые белила дают более прозрачную и несравненно менее кроющую краску, нежели свинцовые. Маслоемкость их в два раза больше свинцовых белил.
Цинковые белила высыхают медленно, в тонком слое полное просыхание их длится 2—3 месяца. Это особенно неблагоприятно влияет на сохранность первоначального тона смешиваемых с цинковыми белилами красок. Задерживая их высыхание, белила увеличивают продолжительность воздействия кислот масла на красочные пигменты и усиливают взаимодействие отдельных пигментов друг с другом, что способствует изменению первоначального тона смеси и зачастую является причиной появления общей сероватости всего колорита произведения.
Помимо замедленного высыхания в смеси с другими красками, цинковые белила имеют и другие недостатки: образуют хрупкий, склонный к растрескиванию слой, сцепление которого с грунтом невелико, что часто является причиной его осыпания. Не менее существенно также следующее: цинковые масляные белила обладают крайне незначительной кроющей силой и быстро утрачивают плотность, благодаря чему слой их через некоторое время становится прозрачным. Кроме того, они обладают способностью притягивать и удерживать влагу из воздуха. Это делает их красочный слой и слой смесей красок, содержащих цинковые белила, хрупким и недостаточно эластичным, что приводит к отставанию красок от холста, их растрескиванию и осыпанию.
При смешении цинковых белил с берлинской лазурью, индиго, краплаками, растительными лаками, светлым кадмием образуются смеси, способные к частичной утрате своего первоначального цветового тона.
Белила кремницкие представляют собой смесь, состоящую из свинцовых и цинковых белил, взятых поровну или же из 75% свинцовых белил и 25 % цинковых.
Эти белила применялись и применяются многими советскими живописцами — В. Н. Бакшеевым, М. В. Нестеровым, П. П. Кончаловским и другими, так как они в отличие от цинковых и свинцовых обладают многими достоинствами. Они меньше желтеют, их слой более укрывист, плотен и по сравнению с цинковыми белилами менее способен к утрате своей плотности. Эти смешанные белила высыхают несравненно быстрее цинковых — за 6—14 дней — и образуют прочные и стойкие к внешним воздействиям пленки.
Кроме трех названных сортов белил, нельзя применять в масляной живописи другие красящие вещества белого цвета, такие, как мел, гипс, известь, каолин, алебастр, литопон (последний обычно вызывает сильное потемнение смешиваемых с ним красок).