Палитра красящих веществ
Отбор отдельных красящих веществ для своей постоянной палитры — серьезное и очень ответственное дело для художника, и особенно пейзажиста. Исключительно быстро меняются условия освещения и тональные отношения при работе над пейзажем на пленэре, что требует от художника уверенности в полной неизменяемости уловленных и переданных им на холсте светоцветовых и тоновых отношений. Какое-либо изменение впоследствии хотя бы одного из верно найденных и положенных на холст тонов зачастую разрушает весь колористический строй произведения и сводит на нет всю работу.
Эта уверенность может быть достигнута только в том случае, когда художник хорошо знает свойства и особенности поведения отдельных красок как в чистом виде, так и в смесях и учитывает склонность некоторых из них изменять свой первоначальный цветовой тон в ту или иную сторону.
Поэтому отбор красящих веществ для палитры имеет первостепенное значение для художника-пейзажиста и во многом определяет его творческую настроенность и успех в работе как над этюдом, так и над картиной.
Палитры красок, применяемых в пейзажной живописи отдельными нашими мастерами, существенно отличаются друг от друга не только количественно, но и качественно, по видам входящих в них красок.
Если говорить о количестве красок, составляющих ту или иную палитру, то наименьшее их число содержит палитра В. В. Мешкова (12) и Крымова (19). В пределах 24—26 красок постоянно писали Нестеров, Грабарь, Бакшеев, Бялыницкий-Бируля. Из 28 красок состояла палитра Рылова, Юона, Б. Яковлева. Бродский и С. Герасимов писали 29 красками. Палитры Сарьяпа, Ромаса и Куприна состояли из 34 красок, а палитра Нисского содержит наибольшее количество красок — 38. Естественно, что не всеми красками художник писал одновременно тот или иной этюд или картину.
Различное отношение художников к особенностям цветового решения своих произведений и колористические искания заставляли их расширять палитру своих красок. Несомненно, что при этом большое значение имели знания и опыт, умение владеть живописными материалами — красками.
Но как бы ни хотелось объяснить наличие большого количества красок в палитре того или иного мастера особенностями его колорита, метода работы, все же остается непреложным: чем больше различных по своей химической природе красок входит в палитру, тем больше есть оснований опасаться за сохранность первоначального колористического построения во времени. Как бы осторожно ни пользовался художник смесями красок, отлично учитывая при этом их химические свойства, все же опасность нежелательного воздействия одних красок на другие при значительном количестве их в постоянно применяемой палитре, несомненно, во много раз больше, чем при ограниченном наборе красок. Конечно, многое в сохранности первоначального колорита произведения зависит от метода и техники его выполнения. Однослойная или многослойная, но проводимая последовательно, по сухому живопись несравненно менее склонна к изменению своего первоначального колорита, нежели живопись, выполненная многослойным методом по сырому и в особенности по полусухому.
Поэтому стремление отдельных наших мастеров пейзажа ограничить свою палитру небольшим количеством красок объясняется не только особенностями их колорита и избранной ими манеры и техники живописи, но и серьезной заботой о сохранности первоначальных цветовых построений во времени.
Мастера прошлых столетий — Тициан, Рембрандт, Веласкес, Рубенс, Рокотов, Левицкий и другие — работали очень небольшим количеством красок; постоянно применявшаяся ими палитра насчитывала не более 15—20 различных красок. Блестящий колорист К. А. Коровин редко употреблял больше 10—15 красок одновременно, и, несмотря на это, вряд ли кто сможет бросить этому художнику упрек в недостаточном цветовом богатстве его полотен.
Ограничивая свою палитру немногими, действительно необходимыми красками, некоторые советские мастера — Крымов, Мешков, Нестеров, Грабарь, Бакшеев, Бялыницкий-Бируля — следовали в этом отношении лучшим традициям выдающихся мастеров живописи прошлых столетий. Характерным в применяемой нашими мастерами палитре красок является то, что за немногим исключением (индийская желтая, кармин) все употребляемые ими краски относятся к наиболее стойким, светоустойчивым. Их свойства как в чистом виде, так и в смесях друг с другом не только хорошо известны, но и проверены многолетней практикой применения в живописи.
Основное место в этой палитре занимают природные минеральные красящие вещества (15) и различные соединения металлов (33), являющиеся по своей природе наиболее стойкими и прочными. Очень небольшое место отведено красящим веществам органического происхождения (7), причем три из них принадлежат к группе черных красящих веществ, не так уж часто употребляемых в живописи, и, кроме того, прочность и стойкость их проверена многими столетиями.
В палитре большинства мастеров совершенно отсутствуют краски, недостаточно прочные и стойкие к действию света или неустойчивые в смесях. К ним относятся стронциановая желтая, кармин (1), индиго (1), берлинская лазурь, Поль Веронез (2) и асфальт.
В палитрах наших мастеров отсутствуют также красящие вещества, недостаточно изученные и не проверенные временем, как например различного рода лаки и краски, приготовленные на основе каменноугольных красителей (3).
Никто не прибегает к разнообразным имитациям красок, в том числе разного рода составным краскам (перманентам), широко распространенным среди зарубежных художников. В палитрах наших мастеров совершенно отсутствуют крайне вредные для живописи газовая сажа, ламповая копоть и берлинская лазурь (4), очень опасные в смесях с другими красками.
Изучение палитр наших мастеров показывает, что большинство художников воздерживается от применения стронциановой желтой (5), которая обладает ярко выраженной способностью быстро менять свой цвет на зеленовато-желтый. Очень немногие употребляют желтые (6), красные (7) и коричневые (8) марсы, хотя и отличающиеся светопрочностью, но обладающие глуховатыми, недостаточно звучными тонами. Редко кто пишет капут-мортуумом (9) и феодосийской коричневой (10).
Объясняется это не какими-либо недостатками таких вполне светоустойчивых и прочных красящих веществ, а скорее всего стремлением художника не перегружать малоинтересными в цветовом отношении красками свою палитру.
Недопустимо употреблять в живописи не светоустойчивые и нестойкие краски: искусственные анилиновые лаки, медные искусственные синие, голубые и зеленые краски, газовую сажу, золотисто-желтую (индотреновую) и искусственные каменноугольные краски, иногда очень яркие, но быстро утрачивающие свой цвет.
Применение каменноугольных красителей в живописи недопустимо и по другим причинам: обладая очень яркими, ядовитыми тонами, они резко вырываются из общей красочной гаммы произведения, нарушая его колорит.
- ↑ — Кармином пользуется, и то крайне редко, Сарьян. Индиго употребляли Рылов, Куприн, Бродский, Нисский.
- ↑ — Очень осторожно и только в чистом виде Поль Веронез употребляли Рылов, Грабарь; изредка ею пишет Сарьян.
- ↑ — Индотреновую желтую употреблял Ромас (но очень редко).
- ↑ — Берлинской лазурью пользуется только Нисский.
- ↑ — Стронциановую желтую употреблял Бялыницкий-Бируля, в настоящее время ею пишет Нисский.
- ↑ — Желтым и оранжевым марсами писал Бялыницкий-Бируля, в настоящее время — Ромас и Нисский.
- ↑ — Красные марсы употреблял только Ромас.
- ↑ — Коричневыми марсами пользовался Бакшеев, в настоящее время — Ромас и Нисский.
- ↑ — Капут-мортуум употребляет только Ромас.
- ↑ — Феодосийской красно-коричневой любил писать Куприн.