Жёлтые красящие вещества
Охры — натуральные природные земли, состоящие преимущественно из различных соединений железа. В зависимости от количества и формы содержащихся в них соединений железа охры имеют тот или иной цвет. В месторождениях нашей страны встречаются охры различных оттенков: от светлого, золотисто-желтого до оранжевого и темно- желтого. Лучшие сорта охр добываются в месторождениях Журавском, Дубовиковском и Бутурлиновском (Воронежская область), Изюмском (Украинская ССР), Халиловском и Невьянском (Урал), Арзакянском (Армянская ССР), Лысогорском (Северный Кавказ) и др.
Приготовление охры заключается в ее измельчении и четырехкратном отмачивании в чистой воде. Отмачивание можно произвести в любом сосуде. Тонко измельчив охру, ее всыпают в сосуд, наливают туда воду, смешивают раствор и осторожно сливают его, стараясь не затронуть при этом оставшиеся в осадке наиболее крупные частицы и различные примеси. Сделав четыре отмачивания, получают довольно тонкий и чистый порошок охры, затем высушивают его, перетирают с маслом, добавляют 1/5 весовой части предварительно растворенного в скипидаре пчелиного воска и таким образом получают масляную краску.
Охры — светоустойчивые и прочные краски, но их не следует смешивать с желтыми кадмиями и черной жженой костью, так как эти смеси способны сильно менять свой первоначальный тон и чернеть.
Натуральная сиена — природный земляной пигмент, добываемый в Италии близ г. Сиены. Красящим началом ее является гидрат окиси железа. Эта краска имеет золотисто-желтый с оливковым оттенком цвет и обладает исключительной прозрачностью. Смешивается с маслом хорошо, но берет его много, не менее 150—214 %. Чем тоньше измельчена и растерта паста краски, тем красивее ее цвет. Высыхает она довольно медленно, образуя при этом прочные, светоустойчивые красочные пленки. Смеси ее с большинством красок также прочны и устойчивы. Натуральную сиену не следует соединять лишь с желтыми кадмиями и жженой черной костью, так как в этой смеси она способна к потемнению.
Близкие по качеству к натуральной сиене земли добываются в наших отечественных месторождениях: Халиловском (Урал), Купавинском (Московская область), Уктусском (Свердловская область).
Сиену приготовляют так же, как и охру, посредством измельчения и отмачивания.
Обогащенная желтая охра — пигмент темно-золотисто-желтого цвета, приготовляемый лабораторным путем посредством обогащения натуральной желтой охры гидроокисью железа. Вполне светоустойчива и прочна как в чистом виде, так и в смесях с большинством красок, за исключением желтого кадмия, в сочетании с которым темнеет. В тонких слоях прозрачна.
Желтый марс — искусственно получаемое минеральное красящее вещество желтого цвета различных оттенков: от золотисто-желтого до оранжево-желтого. Принадлежит к группе железных красок. Красящим началом его являются соединения железа (гидрат окиси железа). С маслом желтый марс смешивается хорошо и берет его от 50 до 60 %. Высыхает он удовлетворительно, образуя при этом прочные, светоустойчивые и стойкие красочные пленки. Укрывистость его невелика, в тонких слоях прозрачен. С большинством красок дает прочные и стойкие смеси, за исключением желтых кадмиев, в соединении с которыми способен сильно темнеть.
Оранжевый марс — искусственно получаемый железный минеральный пигмент красивого оранжевого цвета, приготовляемый посредством прокаливания желтого марса. Он вполне светоустойчив и прочен как в чистом виде, так и в смесях с большинством красок, за исключением желтых кадмиев. Отличается исключительной прозрачностью и глубиной тона.
Оранжевая шахназарская краска представляет собой тонко измельченный и отмученный туф Шахназарского месторождения (Армянская ССР, Степанованский район). Она обладает красивым оранжевым цветом различных оттенков, с маслом смешивается хорошо, вполне светоустойчива и прочна, отличается исключительной глубиной тона и прозрачностью.
Лимонный кадмий — искусственный минеральный пигмент (сернистый кадмий). Имеет красивый яркий лимонно-желтый цвет различных оттенков. Получается путем прокаливания сернистого кадмия с добавлением окиси цинка. Вырабатывается на ленинградском заводе художественных красок «Черная речка» и на заводе «Красный художник» в Москве. Он вполне светоустойчив и прочен как в чистом виде, так и в смесях с другими красками, за исключением охр, сиены и марсов, в сочетании с которыми способен к потемнению. С маслом высыхает хорошо и берет его от 30 до 32 %.
Желтый кадмий — искусственно приготовляемый минеральный пигмент, состоящий из сернистого кадмия; обладает красивым ярким желтым цветом различных оттенков — от светло-желтого до оранжевого. Желтые и оранжевые кадмии — вполне светоустойчивые и прочные краски как в чистом виде, так и в смесях с большинством красок, за исключением медных пигментов. Если кадмиевый пигмент недостаточно тщательно приготовлен и содержит хотя бы незначительное количество свободной серы, то в смеси с охрами, сиеной, марсами, фиолетовым кобальтом, ультрамарином, виноградной черной и жженой черной костью он способен изменять свой первоначальный тон и темнеть. С маслом желтые кадмии смешиваются хорошо и берут его от 30 до 40 %; их надо стирать с избытком связующего масла, так как при нормальном его содержании этот пигмент способен к растрескиванию после высыхания.
Стронциановая желтая — искусственный минеральный пигмент лимонно-желтого цвета, по составу представляет собой хромовокислую соль стронция. С маслом стронциановая желтая смешивается хорошо и берет его от 30 до 35 %. Она принадлежит к недостаточно светоустойчивым и прочным краскам как в чистом виде, так и в смесях с большинством красок. Многие художники (В. Н. Бакшеев, П. Д. Корин, П. П. Кончаловский, К. Ф. Юон и др.) избегали ею пользоваться из-за того, что в смеси с маслом она меняет свой первоначальный чистый лимонно-желтый цвет на зеленоватый. Эта способность стронциановой желтой краски зеленеть весьма опасна при смешении с другими красками.
Золотисто-желтая, выпускаемая ленинградским заводом художественных красок «Черная речка», представляет собой пигмент, искусственно приготовленный на основе каменноугольного красителя (индотреновой желтой краски), имитирующего натуральную индийскую желтую. Эта краска крайне неблагоприятно ведет себя в смесях с большинством природных и искусственных минеральных красок и часто является причиной изменения первоначального тона. От ее употребления в живописи следует воздерживаться.