Разжижители масляных красок
Для разжижения масляных красок с целью придания им удобной для работы консистенции пользуются различными средствами:
- обыкновенным скипидаром, получаемым перегонкой смолистых частей древесины сосны и ели или сухой перегонкой смолья. Этот скипидар вызывает сильное пожелтение, а затем и потемнение живописно-красочного слоя;
- терпентинным скипидаром, получаемым перегонкой живицы (смолистого сока) сосны или ели. Он также способствует пожелтению и потемнению живописно-красочного слоя (разбавитель № 3);
- пиненом — двойной перегонки терпентинным скипидаром из живицы сосны или ели. Он, хотя и в меньшей степени, но все же вызывает пожелтение живописно-красочного слоя;
- уайт-спиритом, или разбавителем № 2, — продуктом фракционной перегонки нефти. Это бесцветная, вполне безвредная для живописи жидкость. Но она вызывает поматовение красочного слоя при введении ее в краску в значительном количестве;
- смесью из равных частей скипидара и уайт-спирита (разбавитель № 1), вызывающей поматовение и пожелтение живописно-красочного слоя;
- мастиксовым лаком, приготовляемым из фисташковой смолы, растворенной в скипидаре. При его изготовлении используется еловый или сосновый скипидар, вследствие чего этот лак в известной мере способствует пожелтению живописно-красочного слоя;
- даммарным лаком, приготовляемым из даммарной смолы на том же сосновом или еловом скипидаре. Этот лак не только способствует пожелтению красочного слоя, но из-за присущей даммаре гигроскопичности нередко вызывает помутнение красок, особенно заметное при его неумеренном применении;
- копаловым масляным лаком, приготовляемым из копала и льняного масла. Его введение в краски в значительном количестве приводит к сильному пожелтению живописно-красочного слоя;
- масляным разбавителем, представляющим собой продукт, пригодный для малярных целей, но не для живописи.
Особенно часто применяется разжижитель из смеси масла, скипидара и лака (даммарного или мастиксового) или же из смеси масла и скипидара. Эти крайне вредные для живописи «тройники» и «двойники» пользуются широким распространением и являются во многих случаях причинами потускнения, пожелтения, потемнения, а нередко и разрушения живописи.
Подавляющее большинство этих разжижителей используется художниками без учета состава самих красок и влияния, оказываемого на них разжижителем, а также вне зависимости от требований сохранности самой живописи.
Многие советские мастера живописи, заботящиеся о сохранности своих произведений, с большим вниманием и осторожностью относились и относятся к выбору разжижителя красок в строгом соответствии со своей техникой, а также с учетом его возможного действия на краски и влияния на сохранность первоначального колорита произведения.
Основные разжижители, употреблявшиеся отдельными мастерами живописи:Л. В. Айвазовский | Мастиксово-сандараковый и терпентинно-сандараковый лаки |
В. Д. Поленов | Основной растворитель: петроль (белая нефть), кроме того, светло-желтый копаловый лак на ореховом масле, терпентинно-мастиксовый лак |
К. А. Коровин | Мастиксовый лак, петроль |
К. Ф. Юон | Уайт-спирит (лаковый керосин); зимой на пленэре — отбеленное, облагороженное масло |
В. К. Бялыницкий-Бируля | Лаковый керосин |
В. Н. Бакшеев | Лаковый керосин, мастиксовый или терпентинный лак |
А. В. Куприн | Терпентинный скипидар + копаловый лак |
П. П. Кончаловский | Терпентинный скипидар (1 часть) + копаловый лак (1/4 часть) |
Н. П. Крымов | Отбеленное облагороженное подсолнечное масло |
Лучшими разжижителями в настоящее время являются уайт-спирит и фисташковый лак, приготовленный на скипидаре сибирской лиственницы. Можно употреблять также фисташковый и фисташково-можжевеловый лаки, приготовленные на скипидаре сибирской пихты, а в отдельных случаях и на терпентинных скипидарах сибирской лиственницы и сибирской пихты, совершенно не дающих какого-либо пожелтения живописного слоя. Добавление к масляным краскам терпентинного скипидара не только разжижает их, но и способствует ускоренному и более полному просыханию красочного слоя.
Некоторые художники применяют для разжижения масляных красок очищенный керосин, предварительно несколько раз профильтровав его через слой пережженного костяного угля и ваты. Но керосином надо пользоваться с большой осторожностью, так как при его плохой очистке всегда возможно потемнение живописного слоя.
Никогда не следует разжижать краски сырым, недостаточно облагороженным маслом, так как это обычно приводит к сильному их пожелтению и вызывает потускнение красочного слоя, его сморщивание и нередко растрескивание. Помимо этого, резко нарушается и нормальный режим просыхания красочного слоя, что всегда дает самые нежелательные последствия: потускнение живописи, появление на ней пятен, пожухание красок.
Применяя тот или иной разжижитель, надо помнить, что излишнее введение его в краски всегда вредно отражается на прочности и сохранности первоначальных красочных тонов и полутонов живописи.