Методика проведения уроков рисования
Ведущим разделом в обучении детей рисованию является рисование с натуры. Рисовать с натуры предмет или группы предметов нужно так, как они видны каждому учащемуся с его места.
Даже при рисовании условно плоских предметов при наличии одной натуры, поставленной для зарисовки, возникают перспективные сокращения, придающие предмету кажущийся вид с разных мест.
Например, вы прикрепили, тетрадь или шахматную доску против середины класса (рисование прямоугольника и квадрата в I классе).
Ученики, сидящие на партах в середине класса против предметов, увидят действительную форму прямоугольника (тетради) и квадрата (шахматная доска), а другие дети, помещающиеся направо или налево от средних парт, будут видеть тетрадь или шахматную доску с некоторым сокращением сторон, удалённых от учащихся, и с некоторым изменением направлений горизонтальных сторон этих предметов. Для учащихся I класса возникают перспективные трудности, которые им в силу малого опыта ещё трудно преодолеть (рис. 31).
Такое же положение будет и с шахматной доской. Для облегчения наблюдения формы квадрата и прямоугольника следует выставлять для зарисовки не одну шахматную доску или тетрадь, а прикреплять их против каждого ряда парт. Если нет достаточного количества одинаковых моделей для такой постановки, то можно ставить одинаковые по трудности предметы, например: тетрадь и папку (I класс), ведро и кастрюлю (III класс), скворечницу против одного ряда парт, ящик против другого ряда (IV класс) или одинаковые по сложности орнаменты (V—VI классы).
Необходимость постановки двойной натуры возникает ещё и в том случае, если предмет или группу их мы поставим ниже уровня глаз учащихся, сидящих на партах, несколько постановок необходимо делать, так как задние ряды учащихся плохо будут видеть натуру.
В этом случае одну натуру можно поставить для двух рядов парт против прохода между этими рядами, а вторую натуру — против прохода двух других рядов. Таким образом, эти две постановки могут обслужить четыре ряда парт. Для натурных постановок необходим столик-подставка, о котором говорилось раньше.
Существенным моментом урока рисования с натуры является привлечение внимания учащихся к анализу формы предмета, отношения его высоты к ширине, размещения частей предмета, цвета его и объёма.
При групповой постановке из двух-трёх предметов ко всему этому добавляется анализ формы и соотношения величины предметов в группе, их взаимного расположения относительно друг друга (дальше, ближе, правее, левее и т. д.).
Указания на приёмы зарисовки как отдельных предметов, так и группы их необходимо практиковать путём набросков на классной доске учителем после анализа натуры (наброски эти стираются перед началом самостоятельной работы учащихся).