Основные сведения о рисовании

Для преподавания рисования требуются специальные навыки и умения, владеть которыми должен каждый учитель, ведущий уроки рисования. В частности, он должен уметь рисовать мелом на доске.

Каким бы материалом ни выполнялся рисунок, его следует всегда начинать с лёгкого наброска пропорций обобщённой формы предмета, а затем после проверки на некотором расстоянии рисунок уточняется и обводится более чёткими линиями. Стирание ошибок в рисунке производится только после их исправления.

Чтобы на первоначальном наброске линии получались лёгкими, пальцы руки нужно держать по возможности дальше от зачиненного конца карандаша, а при детальной обработке рисунка немного ближе к этому концу.

Можно не настаивать при первоначальном рисовании на том, или другом способе, но предварительный лёгкий контур предмета и дальнейшая обработка его остаются в силе.

Нужно следить за тем, чтобы не было продавливания бумаги и не получалось отпечатка рисунка на обратной стороне листа и тем более на последующих листах.

Хорошим способом проверки рисунка является такой приём: в процессе рисования чаще нужно рассматривать рисунок, относя его на вытянутую руку и ставя в вертикальном положении перед собой.

По степени трудности зарисовки с натуры предметы можно разделить на такие группы.

Условно плоские, где третье измерение (толщина) при фронтальном повороте незначительно и где берутся только отношения высоты и ширины.

К таким предметам относятся платок с цветной каймой, шахматная доска, рамки и другие.

Для зарисовки прямоугольных фигур можно брать следующие предметы: переднюю сторону тетради, книги, конверт, флаг и т. п.; формы окружности изучают путём рисования кольца, обруча, тарелки и т. д.

Далее следуют предметы смешанной формы, листья, взятые во фронтальном положении.

Приёмы зарисовки всех этих форм даются в прилагаемых рисунках (рис. 2—3).


Как видно из приложенных рисунков, приём зарисовки условно плоских предметов облегчается тем, что общая форма их вписывается в какую-либо основную геометрическую форму: квадрат, прямоугольник, треугольник, окружность, овал, многоугольник и т. д. Это вписывание является первоначальным вспомогательным средством для передачи основной общей формы предмета и даёт возможность композиционно правильно размещать рисунок на листе бумаги, чтобы затем подвести учащегося к умению обобщать основную форму предмета.

Это обобщение является одним из основных навыков в рисовании.

Следующей по трудности зарисовки является группа предметов, поверхность которых не имеет пересекающихся граней и рёбер. Сюда относятся предметы цилиндрической, конической, шаровидной формы и смешанных форм этих предметов (банка, кастрюля, чайник, кофейник, барабан, ваза, кувшин и т. п.).

Несмотря на большое разнообразие этих форм, можно найти общий приём их зарисовки. Приём этот основан на том, что все эти предметы представляют собой в основном тела вращения вокруг центральной оси.

Эта центральная ось и является исходным пунктом при рисовании указанных предметов и средством проверки правильности их изображения.

Нижеприведённые рисунки иллюстрируют это положение (рис, 4).

При рисовании группы этих предметов следуют такому приёму зарисовки (рис. 5).

Значительную трудность при зарисовке с натуры представляют собой предметы призматической формы: ящики, шкатулки, книги, табуретки и т. п.

Эти трудности при зарисовке всех объёмных предметов цилиндрической и призматической формы возникают в связи с тем, что на плоскости бумаги, имеющей два измерения, нужно изобразить предмет с тремя измерениями.

При рисования любых отдельных предметов и группы их мы неизбежно встречаемся с некоторыми явлениями перспективы: изменением вида предмета с различных точек зрения, сокращением окружности в зависимости от положения предмета по отношению к уровню глаз рисующего (ниже уровня глаз, выше, на уровне глаз рисующего), уменьшением предметов в зависимости от расстояния и т. д.

Возникает необходимость ознакомления с основами перспективы.

Один и тот же предмет может быть рассмотрен нами сверху, снизу, сбоку, близко, далеко от нас. В зависимости от этого каждый предмет может иметь иной вид, часто очень далеко разнящийся от его действительной формы.

Например, окружность при рассматривании её на уровне наших глаз будет казаться прямой линией; квадрат, при рассматривании сбоку будет казаться трапецией; горизонтальная линия, расположенная выше или ниже уровня наших глаз, при рассматривании сбоку будет казаться нам наклонной и будет как бы опускаться или подниматься к уровню наших глаз. Наконец, всякий предмет, чем дальше от нас, тем становится меньше, и очертания его будут менее ясными и менее определёнными.

Согласно закону перспективы устанавливаются правила изображения на поверхности предметов в соответствии с тем изменением их величины, очертаний и чёткости, которые обусловлены положением этих предметов от зрителя, или, как говорят, от точки наблюдения.

В школьной практике достаточно остановиться на перспективе, изучая её путём непосредственного наблюдения.

Начнём наши наблюдения с классной комнаты. Если мы будем смотреть от передней стены на центр задней, то заметим, что плоскость потолка как бы спускается вниз, а плоскость пола поднимается вверх.

Закон перспективы устанавливает, что для наблюдателя эти ограниченные по ширине плоскости, теряясь вдали, сольются в одну точку.

Если через удалённую точку пересечения линий, ограничивающих плоскости, проведём горизонтальную линию, то этим обозначим ею уровень глаз наблюдателя.

Если бы мы стали рассматривать не стоя, а сидя на табуретке, то заметили бы иное изменение наклона плоскости потолка и пола.

Тогда плоскость потолка опускалась бы круче, а плоскость пола поднималась бы отложе.

И в этом случае пересечение линий, ограничивающих плоскости, получилось бы также на уровне глаз наблюдателя и горизонтальную линию, обозначающую уровень глаз, пришлось бы провести ниже, чем в первоначальном наблюдении.

Возьмите линейку или лист бумаги ребром к себе. Когда вы поднимете лист бумаги или линейку до уровня ваших глаз, вы увидите горизонтальную линию.

Горизонтальная плоскость линейки или листа бумаги превращается в горизонтальную линию. Эта воображаемая горизонтальная линия называется перспективным горизонтом. У всех предметов, которые будут находиться ниже этой линии (ниже уровня глаз), вы увидите верх, а у предметов, находящихся выше этой линии (выше уровня глаз), вы увидите низ.

Когда вы стоите на открытом месте, то замечаете вдали границу между небом и землёй. Эта граница называется горизонтом.

При рисовании с натуры (III—IV классы) нужно уметь находить свой уровень глаз. Практически нужно поступать так: возьмите за конец карандаш, придайте ему горизонтальное положение, вытяните во всю длину руку, закройте один глаз и, держа карандаш на уровне своих глаз, смотрите, где карандаш пересечёт предмет (карандаш следует держать параллельно своим глазам). Линия пересечения предмета карандашом и будет уровнем ваших глаз, т.е, вашим горизонтом.

Остаётся ещё другой, не менее важный вопрос, как определить положение предметов, находящихся справа или слева.

Для этого надо занять определённое положение по отношению к предметам, иначе говоря выбрать свою точку зрения.

Так же, как в случае с горизонтальной плоскостью, можно представить себе бесконечную вертикальную плоскость, перпендикулярную к горизонтальной и расположенную ребром против вас. Эти две линии в своём пересечении дадут обозначение вашей точки зрения и разделят плоскость листа бумаги (вообще картинную плоскость) на 4 части.