Дополнительные сведения для преподавателя рисования

Шрифт.

В школьной практике часто возникает потребность в выполнении различных надписей: заголовков для расписания уроков, списков учащихся, стенной газеты, календаря природы и, наконец, написания лозунгов (призывов) на бумаге и материи.

Из всего разнообразия шрифтов (форм букв) в школе применяется главным образом прямолинейный шрифт, называемый ленточным или брусковым.

Особенность этого шрифта состоит в том, что в нём все элементы букв прямолинейные, одинаковой толщины, что позволяет выполнять письмо этим шрифтом по линейке, планкам, деревянными лопаточками, плакатными перьями и т. п.

Для ознакомления учащихся с алфавитом этого шрифта можно применить разлиновку тетради в квадратную клеточку.

Ниже приводится алфавит прямолинейного шрифта (рис. 37).

Не имеющим большего опыта в выполнении надписей следует вычерчивать предварительно квадратную сетку и по ней писать буквы и цифры.

Некоторый же навык письма позволяет упростить эту работу, особенно это упрощение потребуется при письме лозунгов (призывов) на длинных кусках бумаги или материи.

Укажем здесь на этот упрощённый приём.

Требуется написать следующую цитату: «Мы стоим за мир и отстаиваем дело мира» (Сталин).

Надпись эту нужно выполнить на листе бумаги размером 20х40 см. Работу следует начать с подсчёта букв в цитате. Промежутки между словами принимаются за одну букву, В нашем примере общий подсчёт показал число 37.

На листе бумаги, на котором будет выполнена надпись, выделяем сначала поля по 2,5 см с каждой из четырёх сторон. В ширине таким образом останется 32 см (37 см — 5 см), а в вышину 15 см (20 см — 5 см). Подсчитаем дальше, во сколько строчек на оставшейся площади (32х15 см) можно разместить цитату.

Если разместить на одной, то 32 см нужно разделить на 37, На каждую букву и промежуток между словами придётся в ширину меньше 1 см, а в вышину 15 см. Такое размещение, очевидно, не годится.

Берём размещение в две строчки. Делим цитату на 2 строчки:

1)            «Мы стоим за мир» — 15 букв.

2)            «и отстаиваем дело мира» — 22 буквы.

При разбивке надписей на строчки надо придерживаться смыслового значения каждой строчки и, особенно, избегать переноса части слова из одной строчки в другую.

Подсчёт первой строчки показывает число 15, а второй — 22 буквы. Однако и этот подсчёт приведёт нас к тому, что в нижней строчке буквы окажутся примерно шириной в 1,5 см, а вышиной около 6 см, что также не даст чёткости в надписи.

Возникает необходимость разделить цитату на 3 строчки:

Мы стоим за мир — 15 букв

и отстаиваем — 12        »

дело мира — 9               »

Такой расчёт нас должен удовлетворить. Строчки делаем шириной по 4 см, а промежутки между строчками 1,5 см. На основании этих подсчётов производим разбивку строчек.

В отличие от письма по квадратной сетке здесь применён такой приём: в каждой клетке с правой стороны отделяется небольшой промежуток для того, чтобы отделить одну букву от другой. Для более широких букв — «ж», «ф», «ш», «щ», «ы» и др.— можно не выделять отдельных клеток, а писать их в обычных клетках за счёт небольшого сжатия соседних букв.

В ленточном (брусковом) шрифте обычно заглавные буквы пишутся одной высоты с другими буквами (не выходят вверх за строчку). Подчёркивание и выделение слов в надписи производится путём увеличения в высоту букв, утолщения их или окраской в другой цвет, чем остальные слова.

Здесь даны самые элементарные сведения по шрифту, которые необходимы учителю при ознакомлении детей с этим разделом программы по рисованию.

Приём увеличения и уменьшения рисунков с помощью квадратной сетки.

Речь идёт или об увеличении готового рисунка или об его уменьшении, так как приём работы остаётся одинаковым для того или другого вида рисования.

Увеличение или уменьшение готового рисунка сводится к следующему: готовый рисунок, если он не включён в геометрическую форму (квадрат или прямоугольник), предварительно включается в эту форму.

Затем прямоугольник или квадрат разбивается на квадратные клетки (разбивку лучше начинать с середины рисунка). Число этих клеток зависит от самого исполнителя; чем сложнее рисунок, тем более мелкие клетки нужно делать, чем проще, тем крупнее клетки. Клетки обязательно должны быть квадратные, если делают увеличение или уменьшение по такой сетке. Во избежание порчи готового рисунка карандашом можно деления отбивать тонкой ниткой, натёртой мелом, (После работы эти меловые клетки аккуратно стираются тряпкой.) На той плоскости, где собираются выполнить увеличенный или уменьшенный рисунок (бумага, картон и т, п,), разбивку нужно производить обязательно таким же порядком, как и на готовом рисунке, например, если готовый рисунок разбивали от середины, то и новую поверхность для рисунка разбивать также от середины. Число клеток должно быть и на рисунке и на поверхности нового рисунка одинаковое, разница будет только в величине клеток: одни будут больше размером, другие меньше.

При рисовании по сетке нужно внимательно следить, в какой клетке на оригинале находится часть предмета, в такой же клетке на увеличиваемом рисунке эта часть должна быть помещена.

Лепка и лепная работа из бумаги.

В кружковой работе с учащимися всех классов можно проводить занятия по лепке. Дети любят эти занятия, которые широко применяются в детских садах.

Здесь даются только некоторые сведения о материале для лепки и об организации этой работы.

Для лепки можно использовать любую глину, но лучшей надо считать серую глину (гончарную), Другие сорта глины — красная, жёлтая — в некоторых случаях потребуют или освобождения её от излишка песка или, наоборот, подмешивания его, если глина имеет чрезмерную вязкость,

Для освобождения от излишков песка применяется приём, называемый «отмучиванием» глины. Приготовляют два металлических ведёрка или тазика и одну из этих посудин наполняют до половины глиной, затем наливают сверху воду, перемешивают глину с водой деревянной лопаточкой и быстро сливают её в другую, пустую посуду. При размешивании глины песок оседает на дно, глина, освобождённая от излишков его, становится более вязкой и не рассыпается при лепке.

Если одна операция с «отмучиванием» глины не даёт нужных результатов (при очень большой песчанности глины), то следует повторить её. При очень большой вязкости глины нужно добавить в неё песка, учитывая, что для лепки примеси песка должно быть около 25%.

Обработку любой глины для лепки нужно начинать с очистки её от мусора и разных примесей (камешков, кореньев и т. п.). Очищенную глину, если не подвергают её «отмучиванию», разбивают на мелкие куски и кладут в металлическую посуду (ведро, таз и т. п.), затем заливают водой. В зависимости от сухости и твёрдости глины размокание её длится несколько часов (6—12, иногда и больше). Перед размешиванием глины излишек воды сливается. Глину размешивают или деревянной лопаточкой, или разминают руками до нужной мягкости. Глина считается хорошо приготовленной, если она во время работы не прилипает к рукам.

Можно указать на другой, более быстрый, способ приготовления глины. Очищенную сухую глину насыпают на какую-либо подстилку на полу (мешок или тряпку) в виде валика толщиной около 5—10 см. Этот валик поливают слегка кипятком, быстро накрывают сверху другой тряпкой и расколачивают деревянной палкой. Глина размягчается и при дальнейшем разминании рукой доводится до мягкости, необходимой для лепки.

Во время лепки у каждого учащегося должна быть подкладка для глины в виде небольшой дощечки из фанеры или тесины размером 25х30 см. При лепке дощечка поворачивается, чтобы работу можно было видеть со всех сторон. Следить нужно за тем, чтобы отдельные части предмета выдавливались из куска глины, а не прикладывались по частям друг к другу, например, при лепке гриба шляпку его не прикладывают к корешку гриба, а лепят из целого куска. Если этого не сделать, то по высыхании гриба шляпка его отвалится.

Если работа из глины не заканчивается сразу, а рассчитана на длительный срок, то во время перерыва в работе незаконченная лепка предмета закрывается влажной тряпкой, •

По глиняным изделиям можно вести ряд работ. Так, например, высушенные работы можно обжигать в печке, раскрашивать их акварельной или клеевой краской.

Оклейка бумагой по глине (папье-маше) производится так: пусть, например, дети вылепили яблоко. Сейчас же по сырой глине мелкими кусочками бумаги, смазанными крахмальным клеем, начать оклейку яблока, стараясь эту оклейку производить так, чтобы бумага плотно облегала глиняное яблоко (густота крахмального клея — примерно полторы чайные ложки картофельной муки на стакан воды). Для оклейки можно использовать куски газетной, обёрточной бумаги, старые ученические тетради. Оклейка производится в несколько слоев, не менее 5—6. Чтобы

оклейка получилась равномерной, нужно один слой сделать из газетной бумаги, следующий слой — из обёрточной и т, д., чередуя слои бумаги между собой. Чем мельче будут кусочки бумаги, тем плотнее они лягут на оклеиваемый предмет.

После оклейки предмет ставится для просушки. При комнатной температуре дней через пять-шесть глина внутри бумаги ссыхается и отстаёт от неё, проклейка становится твёрдой.

Чтобы вынуть глиняный предмет из бумаги, делают аккуратный разрез, обычно посередине, разворачивают проклейку и выбрасывают оттуда глину. Твёрдую бумажную массу складывают по подрезу, шов аккуратно заклеивается, получается твёрдый прочный предмет уже бумажный (папье-маше), его отделывают, шпаклюют, чистят, а затем раскрашивают.

Этот способ получения путём оклейки по глине предмета из бумаги особенно пригоден для изготовления игрушек, масок для карнавала, для инсценировок, бутафории, для школьных постановок и т. п.

Работа с картофельным и картонным штампом.

В младшей группе кружка рисования можно проводить интересную работу с картофельным штампом. Работа эта имеет применение главным образом при выполнении различных узоров.

Берётся сырой свежий клубень картофеля, от него ровно отрезается ломтик толщиной примерно в 1 см. Этому ломтику путём обрезания краёв его придают форму квадрата, прямоугольника,. треугольника, круга и тому подобных геометрических форм.

Затем узенькой металлической пластинкой в 1 — 1,5 см шириной, согнутой в одном конце вдвое, вынимают из краёв ломтика кусочки, составляя нужный узор.

Приготовленный таким образом сырой штамп покрывают акварельной краской, а затем штампуют на бумаге узор.

Такой штамп будет плоским, но на ломтике картофеля можно нарисовать какой-либо несложный предмет (листья, цветок, бабочку и др.), кругом этого предмета снять картофель, чтобы нарисованный предмет остался выпуклым. Мы получим выпуклый штамп, которым можно пользоваться, как плоским штампом.

Картонный штамп для детей старшего возраста приготовляется следующим образом: берётся кусок плотного картона нужной величины, например: 6х8 см, 10х15 см и т. д, На другом куске картона немного меньшей величины рисуется какой-либо предмет (лодка с парусами, корова, лошадь и т. п.). Нарисованный предмет обрезается по наружному контуру и приклеивается на первый кусок картона. Получится выпуклое изображение предмета. Эту выпуклую фигуру покрывают акварельной краской требуемого цвета, а затем делают отпечаток на бумаге. При отпечатке, например коровы, сдвигая штамп и поворачивая его, можно получить стадо коров, при отпечатке лошади — табун лошадей и т. д.