Декоративное рисование и работа акварельными красками
Декоративным рисованием начинается курс обучения детей рисованию.
Рисование это связано с составлением детьми различных узоров и оформительской работой в школе.
При составлении узора в I классе может быть использован такой простой приём: вырежьте из бумаги или картона несколько одинаковых по высоте геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник), окрашенных в различные цвета, например, квадрат — в красный, прямоугольник — в жёлтый, кружочки — в синий, треугольники -в зелёный (должно быть 3—4 фигурки каждого вида).
Прикрепите к классной доске в беспорядке вырезанные фигурки. Попросите одного из учащихся переставить фигурки в один ряд так, чтобы получился узор.
Дети быстро сообразят, что узор получится только тогда, когда одинаковые фигурки через определённые промежутки будут чередоваться между собой.
Продолжая дальше перестановку фигурок, можно убедить детей, что из одних и тех же элементов можно разнообразить узор по своему выбору.
Такой же опыт в дальнейшем можно проделать и с вырезанными листьями и цветами.
Таким образом, общий принцип составления узора — ритмическое чередование его элементов — будет наглядно усвоен детьми.
По элементам, входящим в состав узора, различают такие основные виды узоров:
1) геометрический, где элементы взяты из геометрических форм (рис, 19);
2) растительный, где элементы взяты из растительных форм (рис. 20, 21).
В эти основные формы вводятся элементы из животного мира, птиц, насекомых, включительно до фигуры человека.
Получается смешанный узор (рис. 22).
По форме узор может тянуться в виде бесконечной полоски вправо и влево. Получим так называемый бордюр. Рисунки 20—22 дают представление о таком узоре. Форма узора может быть ограничена со всех сторон, получим замкнутый узор.
Наконец, узор может бесконечно распространяться во все стороны (узоры на обоях, материи и др., рис. 23).
Узоры имеют широкое применение в бытовых предметах: в посуде, в тканях, в различных украшениях на рамочках, шкатулках, полочках, шкафчиках и т. п.
Если мы обратимся к народному орнаментальному творчеству, то увидим замечательные образцы украшений, которыми оформляются бытовые предметы.
Сравните, например, украшения русские, украинские, белорусские, грузинские, туркменские и многие другие — вы увидите, что народ выражает в них свои национальные мотивы.
Ознакомление с образцами народного творчества, как русского, так и братских народов, несомненно, будет содействовать расширению художественного кругозора питомцев нашей советской школы.
Поэтому показ народного, особенно местного, творчества необходим на уроках декоративного рисования (вышивки, украшения на бытовых предметах и др., рис. 24, 25, 26).
Необходимо подчеркнуть, что одни и те же элементы для украшения можно располагать по-своему, соблюдая только необходимый ритм в чередовании элементов.
Повторяемость элементов в узорах позволяет в работе над ними применять трафарет и шаблон, изготовленные по составленному самими учащимися узору.
Трафарет приготовляется так: берётся плотная бумага или нетолстый картон того размера, который необходим для данного узора. На бумаге или картоне выполняется повторяющаяся часть узора. Рисунок этот затем вырезается с таким расчётом, чтобы отдельные части узора не выпадали из листа бумаги или картона, для чего оставляют узкие перемычки между этими частями. Чтобы бумага или картон не размокали при работе, их смазывают каким либо растительным маслом или керосином.
После высыхания такой трафарет можно применять в работе. Трафарет накладывается на поверхность, на которой выполняется узор, придерживается одной рукой, а другой сверху закрашивается кистью по отверстиям тем цветом, каким окрашивается узор. Краску можно брать акварельную или гуашь такой густоты, чтобы она не растекалась под трафаретом и не пачкала узора. Трафарет после раскраски одного элемента передвигают на место .следующего элемента и т. д.
Шаблон отличается от трафарета тем, что в нём рисунок элемента узора не вырезается, а обрезается.
Этот обрезанный рисунок из плотной бумаги или картона поочерёдно накладывается на поверхность, на которой размещается узор, обводится чёрным карандашом, и потом раскрашивается краской.
Трафарет и шаблон находят большое применение при различных надписях, при письме цифр и при других работах.
В бытовой практике по трафарету и шаблону выполняются различные бордюры в комнатах, различные виньетки и т. п.
В учебной жизни школы большую роль играет стенная газета. Оформлению её должно быть уделено особое внимание. Внешний вид стенной газеты должен привлекать внимание читателей. Соответственно содержанию газеты меняется и её оформление. Например, стенная газета, посвященная Ленинским дням или дню смерти И. В. Сталина, по своему оформлению должна отличаться от стенной газеты, выпущенной к 1 Мая. В первых газетах элементы украшения должны быть строгие, простые (траурные флаги, рисунки мавзолея Ленина и Сталина и т. п.). В расцветке газеты преобладают красные и чёрные цвета. В первомайской стенной газете, наоборот, нужно отразить радостный праздник трудящихся, поэтому элементы украшения (зелень, цветы, флаги и т. ш) должны быть ярки, гармоничны и соответствовать содержанию газеты.
Оформление стенной газеты должно начинаться с эскиза (предварительного рисунка), для которого нужно установить формат газеты и её части: заголовок, место для текста и иллюстраций (рис. 27).
Если газета оформлена готовым отпечатанным материалом, то тогда говорят, что стенная газета оформлена способом монтажа.
Необходимо подчеркнуть, что цветовое оформление стенной газеты должно в полной мере содействовать выявлению её содержания, но в то же время не следует допускать ненужной пестроты, мешающей сосредоточиться на статьях стенной газеты.
Необходимо остановиться ещё на одном виде декоративной работы — на оформлении обложки книги, ученического журнала. Нужно подчеркнуть, что оформление обложки должно соответствовать содержанию книги или журнала.
После такого ознакомления с содержанием книги или журнала можно приступить к работе по их оформлению.
Работа эта начинается с составления эскиза, где отдельные элементы оформления должны располагаться вполне продуманно, с расчётом выявления основных частей оформления (рис. 28).
Цветовая раскраска оформления книги или журнала должна также соответствовать содержанию книги или журнала; в то же время нужно учитывать и гармоническое сочетание цветов, избегая пестроты и излишней многокрасочности (3—4 цвета в соединении с белой бумагой дадут нужную цветовую гамму для оформления обложки книги или журнала).
Элементы для украшения можно подобрать среди окружающей природы (цветы, листья, овощи, плоды), а. также можно взять советские эмблемы (пятиконечная звезда, серп и молот, пионерский и комсомольский значки, красные знамёна и т.п.).
Школьный гербарий, ботанические таблицы, снимки и журналы могут служить пособиями при оформлении обложки книги или журнала.
К книжному оформлению относятся также и виньетки, которые можно разделить на три вида: 1) заглавный рисунок (заставка), 2) рисунки в конце статьи (концовки) и 3) начальные буквы, украшенные рисунками.
Все эти элементы всегда должны соответствовать содержанию оформляемой статьи и не нарушать цельности общего оформления книги или журнала.
Знакомство с цветом предметов начинается с первых шагов обучения детей в школе. Это знакомство закрепляется детьми работой цветными карандашами и, особенно, акварельными красками, которые по технике обращения с ними наиболее доступны детям с раннего возраста.
В школе необходимо приучить детей к правильному обращению с акварельными красками и техникой работы ими.
Прежде всего детям нужно усвоить приёмы правильного набирания краски на кисть.
Разведение красок водой из сухих плиток и полужидких из тюбиков производится той же мягкой кистью, которая необходима для работы акварельными красками.
При разведении сухих красок требуется некоторое время для того, чтобы краска размягчилась. Поэтому, смачивая кисть, нужно постепенно набирать требуемое количество краски. Во время набирания краски следить за тем, чтобы кисть всегда сохраняла свой нормальный вид и не была растрёпана.
Такая кисть является уже испорченной и ею работать нельзя.
Далее необходимо следить за тем, чтобы кисть при набирании любой краски была чистой, поэтому, если кисть была с одной краской, то, прежде чем брать вторую краску, кисть нужно хорошо прополоскать в воде.
Чтобы покрыть (закрасить) ровно какую-либо поверхность, не выходя за пределы контура, нужно применить такой приём: кистью, насыщенной краской, нужно покрывать поверхность сверху, причем конец кисти повернуть к контуру.
Краску спускать далее вниз, поворачивая конец кисти к контуру.
Краска сгоняется в один угол, и если получается там излишек её, то он осторожно снимается промокательной бумагой или кистью путём отжимания её той же бумагой.
Не следует по сырой краске проводить второй раз кистью, в этом случае ровной покраски не получится.
После высыхания первого слоя можно покрывать эту поверхность второй раз, третий и т, д., дожидаясь каждый раз высыхания предшествующего слоя.
Если поверхность бумаги вытерта резинкой, то на эту поверхность краска ложится плохо.
Полезно перед началом работы поверхность бумаги смочить при помощи кисти чистой водой и окраску производить только после высыхания. Нельзя около сырой поверхности производить рядом окраску другой поверхности: краски будут сливаться. Не следует стирать краску резинкой, удобнее размочить краску чистой водой и снимать промокательной бумагой.
После окончания каждой работы или перерыва работы кисть обязательно промывают в чистой воде и слегка отжимают промокательной бумагой. Кисти нужно придать её обычный вид.
Сильно разбавленная водой любая краска даёт бледный цвет, менее разбавленная приобретает более интенсивный цвет. Такой же интенсивный цвет получается при покрытии поверхности одной и той же краской несколько раз.
Кроме того, следует знать, какие новые цвета получаются от смешения попарно основных цветов.
Полезно составить для ребят таблицу основных и составных цветов (рис. 29).
Дополнительными цветами, усиливающими взаимно яркость одного и другого цвета, будут следующие цвета: красный и зелёный, синий и оранжевый, жёлтый и фиолетовый (рис. 30).
В данном случае речь идёт не о смешивании этих цветов, а о размещении их рядом, если нужно усилить яркость какого-либо из этих цветов.
При смешивании же контрастные цвета дадут в результате серый цвет. Такой же серый цвет мы получим, если смешаем все три основных цвета.
Белый и чёрный цвета считаются нейтральными и служат либо для затемнения какого-либо цвета (чёрный цвет), либо для высветления (белый цвет).
Поскольку акварельные краски являются прозрачными, то при наличии белой бумаги, на которой производится работа этими красками, белая краска в наборе акварельных будет являться излишней.
Если нужно придать различную светлоту какому-либо цвету, то нужно данный цвет разводить слабее (больше прибавлять воды), если интенсивнее, то гуще накладывать краску. Чтобы уяснить себе нагляднее это положение, полезно выполнить таблицу постепенного перехода от одного и того же цвета от светлого к тёмному и наоборот. Эта таблица покажет вам «растяжение» цвета.
Нужно ещё отличать «тёплые» цвета от «холодных». К «тёплым» относятся все оттенки красного и жёлтого и сочетания этих цветов (оранжевые цвета).
К «холодным» принадлежат все синие и зелёные, где преобладающим цветом будет являться синий цвет. Умелое использование тёплых и холодных цветов в живописи играет очень большую роль.
Ещё один момент не следует упускать из виду — это взаимное влияние двух рядом расположенных цветов друг на друга; например, если около красного цвета помещён зелёный, то около границ соприкосновения этих цветов мы будем наблюдать отражение (рефлекс) красного цвета на зелёный и наоборот.
Такой же рефлекс будет наблюдаться при соприкосновении и других рядом лежащих цветов (абажур зелёный даст зелёный рефлекс на белую скатерть, красный платок на голове даст красноватый рефлекс на лице и т. д.).
Упражнения на натурных постановках, указанных в программе, дают необходимые элементарные навыки в живописи и содействуют выработке более тонких наблюдений богатства и разнообразия красок природы. Кроме того, эти навыки помогут учащимся полнее и всестороннее рассматривать картины мастеров живописи и подходить с большей подготовкой к «чтению» картин.
Другие виды красок, иногда применяемые в школьной практике, — это клеевые краски. Краски эти непрозрачные, они разводятся водой с примесью клея. Из них так называемая «гуашь» — полужидкая краска — приготовлена так, что её можно разводить чистой водой.
Гуашь можно использовать во внеклассной работе, особенно в декоративном оформлении школьных постановок (эскизы декораций, отдельные части декораций, pacцветка бутафории, написание призывов и др.).
Кроме непрозрачности, клеевые краски имеют ещё одну особенность — они при высыхании становятся бледнее, это нужно учитывать при работе.
Для клеевых красок чаще применяют жёсткую (щетинную) кисть.
Для крупных работ (декораций) применяют сухие, так называемые малярные краски. Разводить эти краски нужно водой с обязательной примесью клея.