Уроки по показу и разбору картин
На показ картин и разбор их («чтение картин») по программе отводятся отдельные уроки. Разбираются три-пять произведений на каждом таком уроке. Подбор картин производится по определённой тематической связи.
Мы берём один из уроков «чтения картин», на котором в III классе нужно разобрать три произведения выдающегося русского художника В. М. Васнецова: «Алёнушка», «Иван-царевич на сером волке» и «Витязь на распутье».
Как говорилось выше, репродукции с этих произведений должны быть крупного размера и в красках. При отсутствии картин такого размера можно пользоваться и небольшими репродукциями включительно до открыток. Показ в этих случаях производится путём обхода рядов парт с данными небольшими репродукциями. Вывешивается в классе одна из картин, например «Алёнушка». После вывешивания не следует сразу же приступать к разбору, а дать детям 1—2 минуты для того, чтобы они сосредоточили своё внимание на картине и ознакомились с основным содержанием её.
По картине «Алёнушка» ведётся, примерно, такая беседа: Кто изображён на картине? Какая поза у девушки? Где она сидит? Какое время года и время дня показано на картине?
Ответы учащихся должны характеризовать содержание картины: на картине изображена крестьянская девушка, что видно по её костюму; она босая, сидит она на большом камне около лесного озера. Девушка сложила на коленях свои руки и грустно опустила голову. Взгляд её задумчивый, печальный. Кругом густой лес. Опавшие жёлтые листья на воде и на земле говорят о том, что время года — ранняя осень. Кусок неба в верху картины, окрашенный в бледнооранжевый цвет, показывает вечер.
Большинство детей знает популярную народную сказку «Алёнушка и братец её Иванушка». Учащиеся поймут грусть Алёнушки об её утонувшем братце Иванушке. Нужно отметить, что художник с большой силой подчеркнул эту грусть и окружающей природой и временем дня; вся картина выполнена с большой теплотой и сочувствием к одинокой девушке, затерявшейся в густом лесу.
После разбора картины «Алёнушка» вывешивается другая картина на сюжет народных сказок «Иван-царевич на сером волке». Дав детям время рассмотреть картину, проводят беседу: Кто нарисован на картине? Куда и как едут юноша и девушка? Где происходит это событие? и т. д.
Путём таких и подобных вопросов дети подходят к содержанию картины: в густом дремучем лесу с огромными стволами деревьев мчится серый волк, на спине которого сидят Иван-царевич и Елена Прекрасная. Из сказки дети знают, что Иван-царевич — сын царя Берендея, а Елена Прекрасная — дочь царя Далмата, поэтому и костюмы их так роскошны и богаты.
Картина хорошо передаёт сказку. Окружающая природа — густой лес — подчёркивает сказочность.
Третья картина «Витязь на распутье» написана художником на тему из русских былин.
Дети в III классе на объяснительном чтении и из рассказов учителя знакомятся с некоторыми сведениями исторического характера о наших предках-славянах и о борьбе нашего народа с иноземными захватчиками.
Путём беседы дети описывают картину: на переднем плане на белой крепкой лошади сидит витязь. Он остановился перед большим камнем, на котором написано: «Кто прямо поедет — сам умрёт и коня сгубит. Кто влево поедет — сам умрёт, а конь цел будет. А кто вправо поедет — сам жив будет, а коню пропасть».
Перед камнем череп человека и человеческие кости, а вокруг чёрные вороны, один из которых виден летящим на горизонте. Вся природа — равнина с выступающими камнями — говорит о просторах Русской земли, которую бесстрашно защищают витязи, подобные изображённому на картине, от набегов степных кочевников.
Все три картины написаны знаменитым русским художником В. М. Васнецовым (1848—1926). Кроме этих разобранных картин, Васнецов написал много других на темы из былин и русских сказок. Наибольшей известностью из них пользуются: «Три богатыря», «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Ковёр самолёт», и др.
Ниже приводится выписка из программы, указывающая дальнейшую работу по разбору картин: «Целесообразно также давать детям задания на дом по описанию содержания картин, если имеются репродукции, которыми могут быть снабжены учащиеся.
После уроков, посвященных разбору картины, и после выполнения учащимися указанных домашних заданий, необходимо проводить краткую беседу, выясняющую, как учащиеся поняли картины, которые были разобраны ими».