Рисование в школе - В. Н. Кожухов
Значение и место рисования в школе
Правильное понимание целей и задач обучения детей рисованию содействует глубоко продуманной постановке этой работы в школе.
В объяснительной записке к программе по рисованию для начальной и семилетней школы говорится: «Рисование, как и другие предметы школьного обучения, должно содействовать всестороннему развитию личности учащегося, как будущего гражданина коммунистического общества».
Во всестороннем развитии личности учащегося огромную роль играет и эстетическое воспитание, как составная часть коммунистического воспитания.
В. И. Ленин в беседе с Кларой Цеткин говорил («Ленин о литературе», Госуд. изд-во «Художественная литература», 1941, стр. 276.): «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их».
Школа должна поэтому научить детей правильно ценить и понимать произведения искусства, прививать детям художественный вкус к предметам окружающей обстановки, любовь к природе и нашей социалистической Родине.
М. И. Калинин в своей статье «На борьбу за качество работы в советской школе» писал: «Мне хотелось бы обратить внимание ещё на два очень важных предмета — на рисование и черчение, которые оказались у нас почему-то в загоне не только в сельских, но даже и в городских школах. А между тем умение понимать рисунок и чертёж в огромной степени облегчает изучение инструмента, станка, машины и разных сложных агрегатов. Рисование и черчение приобретают теперь особенно большое значение потому, что мы вплотную занялись овладением техники, что механизация процессов труда развивается не только в городе, но и в деревне» (М. И. Калинин, Статьи и речи о коммунистическом воспитании, Учпедгиз, 1951, стр. 46.).
О тех школах, где хорошо поставлено рисование и где ему уделяется должное внимание, с особой любовью вспоминают их бывшие воспитанники, передовые люди нашей страны.
Так, например, известный конструктор-изобретатель, герой социалистического труда А. С. Яковлев в своих воспоминаниях говорит: «И ещё за одно я очень благодарен школе: там хорошо было поставлено рисование... Очень помогло мне в будущем умение рисовать. Ведь когда инженер-конструктор задумывает какую-нибудь машину, он мысленно во всех деталях должен представить себе своё творение и уметь изобразить его карандашом на бумаге» 2 А. С. Яковлев, Рассказы из жизни, Детгиз, М., 1944, стр. 16..
Любовь к рисованию проявляется у детей с самого раннего возраста, дети прибегают к рисунку для выражения своих наблюдений и представлений об окружающих предметах и явлениях. В своих бесхитростных рисунках дети «рассказывают» об этом. Рисунки детей таким образом являются средством, дополняющим и поясняющим их живое слово.
Отсюда понятной становится любовь детей к рисованию. Выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский говорил: «Все дети почти без исключения — страстные рисовальщики, и школа обязана удовлетворить этой законной и полезной страсти» (К. Д. Ушинский, Избр. педагогич. сочинения, Учпедгиз, 1945, стр. 416.).
Рисование, как и всякий другой школьный предмет, требует и систематических занятий, и известных навыков, повышающихся с каждым годом обучения.
Для развития, например, навыков речи в школе применяется целый ряд систематических упражнений, подводящих учащихся к свободному выражению своих мыслей грамотным, литературным языком.
Так и для рисования систематические упражнения необходимы для выработки требующихся навыков по этому предмету.
Нужно помнить, что основы рисования закладываются в начальных классах и V и VI классах семилетней и средней школы.
С этими основами учащийся массовой школы идёт в техникум, в вуз и на практическую работу.
Понятно, какая большая ответственность ложится на школы за подготовку своих учащихся по рисованию.
Обучение детей рисованию в школе требует соответствующей подготовки по рисованию преподавателей, знания методики работы по этому предмету. Если у отдельных преподавателей нет соответствующей подготовки, то в наших советских условиях имеются все возможности пополнить свои знания и приобрести навыки руководства обучением детей рисованию.
Можно указать на ежегодные курсы и семинары, организуемые отделами народного образования и институтами усовершенствования учителей.
Большую помощь учителю могут оказать методические кабинеты, методические объединения, консультации специалистов и, наконец, товарищеская взаимопомощь. Кроме того, существуют заочные курсы живописи и рисования при Всесоюзном доме народного творчества имени Н. К. Крупской в Москве (Армянский пер., 13), на которых без отрыва от производства можно пополнить свои знания и навыки по рисованию.