Внеклассная работа по рисованию

В начальной и семилетней школе на рисование отводится 1 час в неделю в каждом классе.

Фактически учащиеся занимаются рисованием не больше 30—35 минут, остальное время урока уходит на объяснение, просмотр домашних работ и на подведение итогов урока. Час-другой учащиеся затрачивают на домашнее задание по рисованию.

Этого времени совершенно недостаточно вообще, а в частности для детей, которые любят рисование и занимаются им в свободное время.

Обязанность школы — дать возможность таким детям организованно и систематически работать, повышая своя знания и навыки в любимом ими деле. Возможность эта осуществляется путём организации кружков по рисованию в школе.

Какие педагогические требования следует предъявлять к организации кружков?

1. Нецелесообразно объединять в один кружок учащихся всех классов (I—IV классы). Следует создать один кружок из детей I — II классов вместе, другой — из учащихся III и IV классов, и третий — из учащихся V — VI классов. Принцип этот отвечает возрастным особенностям детей и сходству их интересов.

2. При одновременном занятии не следует, чтобы численность кружка превышала 15—20 человек. Вызывается это необходимостью больше индивидуализировать работу в кружке, чем, например, в классе.

3. Кружок должен вести свою работу по определённому плану и определённой программе.

Программа каждого кружка должна в основе являться продолжением учебной программы соответственно тем классам, из которых составлен тот или другой кружок. Программа эта расширяется и углубляется и в неё вводятся новые разделы: лепка, простейшие работы из папье-маше (оклейка бумагой по глине), работа с картофельным и картонным штампом (в старших группах), экскурсии в природу с художественными целями, в музеи, на выставки и др.

Планировать работу кружка следует по разделам и видам работы.

4. Работу кружка нужно проводить в одной определённой комнате (класс, пионерская комната и т. п.), где должен находиться шкаф для пособий и материалов, а также необходимое оборудование (столик-подставка для натуры, посуда для глины, умывальник и г. д.).

В своей работе кружок отчитывается выставками работ учащихся, организуемыми по четвертям учебного года или по полугодию, а также завершающей годовой выставкой.

Руководство кружком следует поручить учителю, любящему рисование и владеющему некоторыми техническими навыками по разделам работы кружка.