Виды работ по рисованию и их взаимосвязь
Программа для начальной, семилетней и средней школы предусматривает три вида рисования: рисование с натуры, декоративное рисование и тематическое рисование.
Каждый из этих видов имеет свои определенные задачи, взаимно связанные и дополняющие друг друга.
Рисование с натуры.
«На уроках рисования с натуры учащиеся должны научиться реалистически изображать предметы с учётом характерных особенностей их формы и цвета, а также передавать положение этих предметов в пространстве по отношению друг к другу и рисующему» (из программы).
Рисование с натуры является ведущим, основным видом рисования. Необходимо более подробно остановиться на этом разделе.
Рисовать с натуры — значит не только наблюдать предмет, определять его форму, размеры отдельных частей его, их взаимное расположение, цвет его, но и уметь эти наблюдения передавать в своём рисунке, реалистически изображать эти предметы. Таким образом, рисованием с натуры выполняется одна из основных задач в преподавании рисования — уточнение и обогащение активных восприятий детьми окружающих их предметов и явлений, что способствует образованию суждений учащихся об окружающих вещах по их сходству.
Рисунки должны быть вполне реалистическими, т. е. передавать типические формы и цвет предметов так, как мы их наблюдаем в природе.
Необходимо предостеречь некоторых учителей, которые дают учащимся рисовать с открыток и других рисунков. Такие учащиеся привыкают к пассивному рисованию, а при встрече с действительностью, с натурой, бывают беспомощны и не могут нарисовать несложный предмет с натуры.
В дальнейших разделах книги подробно будет освещена методика рисования с натуры в младших классах (I и IV) и в старших классах, так как возрастные особенности детей требуют разных приёмов показа предмета для зарисовки его с натуры.
Декоративное рисование.
Декоративное рисование — это рисование, связанное с составлением детьми различных украшений (узоров) для оформления стенной газеты, обложек для журнала, заставок, заглавных букв и виньеток к ним.
В этом разделе учащиеся должны получить навыки в работе цветными, карандашами, акварельными красками. Дети получают понятия об основных и составных цветах, приучаются находить гармоническое сочетание цветов, различные оттенки одного и того же цвета и т. д. Декоративное рисование способствует развитию у детей чувства цвета, ритма, композиции и таким образом отвечает их любви к цвету и ритму.
Кроме того, в разделе декоративного рисования дети должны овладеть элементарными навыками в рисовании прямых и кривых линий, в рисовании от руки квадрата, круга и других геометрических фигур.
В связи с рисованием узоров и других украшений учащиеся должны познакомиться с различными образцами народного орнаментального творчества, На этих образцах дети учатся пониманию композиции узора, значению цветовых сочетаний в нём, наглядно знакомятся с практическим применением узоров в предметах быта.
Всё это способствует развитию художественного вкуса учащихся.
Занятия по декоративному рисованию должны быть тесно связаны с уроками рисования с натуры, должны дополнять их. Например, на уроке декоративного рисования дети знакомятся с рисованием квадрата, прямоугольника, окружности и т. д., а на уроке рисования с натуры должны даваться предметы, в основе имеющие формы пройденных фигур. (В программе по рисованию эти предметы указаны по каждому классу.)
Знакомство с основными и составными цветами на уроках декоративного рисования, техника работы цветными карандашами и акварельными красками на этих уроках должны предшествовать натурным постановкам на уроках рисования с натуры.
С другой стороны, составление эскизов украшений мелких бытовых предметов (шкатулка, рамка, палочка и др.) на уроках декоративного рисования должно быть произведено после того, как на уроках рисования с натуры эти предметы будут зарисованы.
Таким образом, эта взаимосвязь между рисованием с натуры и декоративным рисованием должна строго соблюдаться на протяжении всего курса обучения детей рисований.
Тематическое рисование.
«Рисование на темы закрепляет знания, навыки и умения, содействует развитию наблюдательности и творческих способностей учащихся» (из программы).
Темы для самостоятельных рисунков учащихся даются учителем в соответствии с задачами коммунистического воспитания или из окружающей социалистической действительности, или в связи с прорабатываемым учебным материалом по русскому языку, истории, географии и другим учебным предметам. Рисование на темы учит сознательно отбирать из своих представлений и наблюдений характерное, главное для передачи содержания изображаемого.
Тематическое и иллюстративное рисование «помимо уроков должно проводиться как система заданий, выполняемых учащимися на дому, с последующей проверкой, пояснением и направлением со стороны учителя» (из программы).
Связь тематического рисования с другими видами работ — рисованием с натуры и декоративным рисованием — должна быть самой тесной и неразрывной. Навыки и умения, которые учащийся получает на уроках рисования с натуры (правильное изображение отдельных предметов, группы их, положение этих предметов в пространстве, цветовая характеристика их и т. д.), а также на уроках декоративного рисования (техника работы акварельными красками, ритм, композиция и т. д.), должны использоваться учащимися в процессе самостоятельного выполнения рисунка.