Уроки тематического рисования
IV класс
Тема урока. «Весенний прилёт птиц». (Тема эта прорабатывается ранней весной.)
Цель урока. Дети должны выразить в рисунке свои наблюдения над прилётом птиц.
Ход урока
Организационный момент и просмотр выполнения домашнего задания проводится обычным порядком.
Основной частью урока будет беседа, в которой учитель выявляет наблюдения детей над весенним прилётом птиц.
Вопросы могут быть такие: Какие птицы прилетели и где дети их видели? Где собираются прилетевшие грачи? Что готовят для прилетевших скворцов? В каком порядке летят гуси, утки? и т. п.
Таким образом намечаются основные сюжеты из общей темы.
Сюжеты эти таковы: «Прилёт скворцов», «Гуси летят», «Грачи вьют гнёзда».
Если в процессе беседы выявляются другие сюжеты, характеризующие тему, то можно остановиться и на них.
По каждому сюжету учитель направляет внимание детей на главный момент сюжета и на ту обстановку, которую нужно изобразить в рисунке. Так, например, по теме «Скворцы прилетели» основным моментом будут скворцы и скворечницы. Они и должны изображаться на первом плане крупным размером.
Обстановка: постройки, деревья, где устраивается скворечница, не должны загромождать эти главные предметы, а изображаться даже частично: крыша сарая, часть дерева, где укреплена скворечница.
Точно так же по теме «Грачи вьют гнёзда» главными предметами будут грачи и те части деревьев, где грачи вьют гнёзда. Остальная обстановка должна выделить эти главные предметы. (Фон голубого весеннего неба, на котором вырисовываются грачи и деревья, остатки снега на крышах и земле и т. д.) Стаи летящих гусей и уток будут основными предметами рисунка, а поле, лес, постройки, над которыми летят караваны гусей или уток, должны дополнять главное содержание темы.
Установив сюжет и главный момент в нём, учитель даёт указание на последовательность в работе.
Прежде всего составляется набросок (эскиз) выбранного сюжета. Учитель своими советами и указаниями помогает учащимся в их работе и затем рекомендует сделать зарисовки с натуры, например: скворечниц, деревьев, построек в том положении, в каком намечены они в предварительном наброске.
Для таких предметов, как скворец, дикий гусь, утка, можно использовать зарисовки в книгах, журналах, таблицах.
Составлением наброска заканчивается урок. Преподавателю необходимо просмотреть наброски (эскизы) и дать по ним соответствующие указания.
Всю последующую работу (подбор материала, зарисовки) дети выполняют в порядке домашнего задания, также и весь рисунок в законченном виде.
На следующем очередном уроке тематического рисования законченная работа просматривается в классе, и затем на этом же уроке разбирается новая тема для работы.
IV класс
Тема урока. Эскиз оформления класса к 1 Мая.
Цель урока. Ознакомить учащихся с приёмами составления эскиза оформления различных помещений школы (зала, класса, пионерской комнаты и др.).
Ход урока
Проводится предварительная беседа, в которой преподаватель знакомит учащихся с тем, что всякое оформление помещений, наружного вида школы делается путём составления эскиза, в котором намечаются элементы оформления.
Но чтобы эти элементы расположить не случайно, а продуманно, требуется сделать чертёж того помещения или здания, которое оформляется. Для лучшего размещения элементов оформления чертёж, например, стен комнаты, нужно представить в развёрнутом виде, чертеж здания — в виде фасада его.
Преподаватель далее на классной доске даёт схематический чертёж оформляемого класса с его размерами (рис. 34).
На схематическом чертеже преподаватель наносит примерное распределение элементов украшения, попутно поясняя учащимся, что это расположение элементов не должно копироваться ими, а каждый распределяет по-своему.
Выполнением эскиза вчерне заканчивается урок. Окончательная обработка эскиза производится в порядке домашнего задания. На следующем очередном уроке проводится просмотр выполненного эскиза.