Перспективное сокращение куба и цилиндра
Перспективное сокращение окружности, лежащей в основаниях (верхнем и нижнем) круглых предметов, хорошо проследить на стеклянной банке, поставленной в различных положениях относительно горизонта, т. е. уровня глаз рисующего.
Чем больше мы будем поднимать банку или другой предмет к горизонту, тем сильнее будет сокращение окружностей основания, они будут больше и больше. сплющиваться, пока на горизонте окружность не превратится в прямую линию. При всех сокращениях окружность должна иметь плавную закруглённую линию без каких-либо углов.
Следовательно, при зарисовке любых предметов, имеющих в основании окружность, перспективные изменения будут касаться главным образом изменения окружностей верхнего и нижнего основания этих предметов.
Зависеть это будет от положения предмета по отношению к горизонту.
При передаче объёма таких предметов светотенью нужно помнить, что в этих предметах нет резких переходов от светлых мест к тёмным и наоборот.
При рисовании указанных предметов и передаче их объёмов светотенью нужно-установить, где самое темное место на предмете, где самое светлое.
Промежуток между светом и тенью (переход от светлого к тёмному) называется полутенью.
При внимательном наблюдении можно заметить, что самое тёмное место на предмете расположено не у края теневой стороны предмета, а немного отступя от него. У наружного же края будет заметно отражение (рефлекс) от соседних предметов.
Таким образом, на объёмных предметах нужно различать свет, полутень, тень и рефлекс.
Нужно ещё учитывать, что удалённая часть округлого предмета должна уходить в пространство (легко затушёвываться), а не выделяться резкой контурной линией (рис. 8).
Что же касается техники тушёвки, то различают два вида её: тушёвка штрихами и тушёвка сплошная (рис. 9)
Объёмные предметы прямоугольной (призматической) формы, несомненно, являются более трудными для зарисовки. Перспективные изменения формы этих предметов будут касаться не только верхнего и нижнего основания их, но и боковых сторон (рис. 10, 11, 12).
Проследим эти изменения.
Поставим перед собой прямоугольный ящик (сундук, чемодан и др.) с таким расчётом, чтобы видна была только одна передняя сторона и верх предмета. Значит, ящик будет расположен ниже горизонта наблюдателя. Передняя сторона ящика — прямоугольник, верхняя же сторона прямоугольника станет трапецией; передний край крышки будет немного шире, чем задний, боковые края при удалении будут сближаться между собой (чем крупнее ящик, тем более заметно это сближение). Попробуйте продолжить боковые стороны, они, в конце концов, должны пересечься в одной точке.
Проведя через эту точку горизонтальную линию, вы получите свой горизонт (уровень ваших глаз).
Если вы при зарисовке линию горизонта обозначили вначале, то сближение боковых сторон крышки обязательно нужно свести к одной точке на линии горизонта.
Поставим теперь ящик углом к себе. Нам видны будут две удаляющиеся стороны ящика и верхняя крышка его (ящик поставлен ниже уровня глаз). Удаляющиеся края стенок будут сближаться — одной в правую сторону, другой — в левую. Такое же сближение будет и у крышки ящика.
Продолжая сближение до пересечения в одной точке направо и в другой точке налево, вы должны получить две точки, обязательно расположенные на линии горизонта (на одной горизонтальной линии). Если это не произошло, то надо искать ошибку в своём рисунке и затем поправить её.
Если предметы призматической формы находятся выше горизонта (уровня глаз), то перспективное изменение формы их будет происходить в обратном порядке.
Уяснив себе перспективные сокращения призматических предметов, вы сумеете нарисовать и другие прямоугольные предметы: коробки, стол, табуретку, чемодан и др., включительно до изображения в перспективе дома, который можно представить себе в виде большого прямоугольного ящика.
Наблюдая сближение параллельных горизонтальных линий, удаляющихся от нас, мы убеждаемся, что пересечение таких линий в одной точке происходит на линии горизонта (рельсы железной дороги, уходящие в глубину, телеграфные столбы, крыши домов и т. д.).
Точка пересечения уходящих параллельных горизонтальных линий называется точкой схода этих линий.
Приведём примеры некоторых перспективных зарисовок (рис. 13—14).
О рисовании отдельных предметов с натуры говорилось раньше. Натурные постановки из двух и более предметов, кроме общих учебных задач, могут включать и частные, подводящие учащихся к пониманию взаимосвязи между предметами и типичных особенностей рассматриваемых предметов, а именно: сравнение величины предметов и их взаимного расположения в пространстве (например, кувшин и кружка, лейка и цветочная банка); разница в форме их (кринка и огурец, кувшин в яблоко); разнообразие материала, из которого сделан предмет (глиняная банка и металлическая кружка, фарфоровый чайник и стеклянный стакан и др.).
Особые натурные постановки ставятся для изучения цвета предметов, для взаимодействия одного цвета на другой, например коричневый кофейник и белая или зелёная кружка, группа овощей: тыква, помидор, огурец и т, п. При постановке группы предметов надо учитывать, прежде всего, единство и логическую связь между ними.
Мы нарушим это единство, если поставим, например, группу: глобус и морковь или тыкву и книгу.
Не следует ставить группу предметов на одной линии, что создает искусственное расположение их. Более мелкие предметы следует ставить впереди, крупные — сзади (часто в литературе натурные постановки обозначаются словом «натюрморт», что значит неживая натура).
В программу начальной школы (IV класс) включено рисование с натуры в профильном положении чучел птиц и животных.
Несмотря на чрезвычайно большое разнообразие форм птиц и животных, можно указать некоторые общие приёмы зарисовки тех и других.
Так, например, при рисовании птиц нужно исходить из общей формы их туловища, правильно намечая отношение длины к ширине.
Эта основная форма туловища и будет являться исходной схемой очертания птицы, к которой добавляется голова, ноги, хвост. Приём зарисовки показан на рисунках (рис. 15).
Зарисовку с чучел животных нужно начинать с конструктивной формы туловища, совпадающей со скелетом животного. На этой конструктивной форме прорисовывают голову, ноги, хвост, соблюдая относительную пропорцию между всеми частями животного (рис. 16).
Передачу объёмов светотенью хорошо можно проследить на белых предметах, где наиболее отчётливо видны переходы от светлого к тёмному, разная степень теневых градаций, рефлексы от окружающих предметов и отдельных частей их.
В III классе дети рисуют геометрические тела: куб, призму, цилиндр.
В IV классе, а также в V и VI зарисовка производится с гипсовых орнаментов, начиная с простейших — пятиконечная звезда, несложная розетка, кончая более сложным орнаментом, заключённым в прямоугольник.
При рисовании с гипсовых моделей преподавателю необходимо всё время подчёркивать, что объём предмета и частей его может быть достигнут не чернотой, а правильным соотношением теней, для чего необходимо постоянно сравнивать разницу между светом и тенью, а так-же отдельные тени между собой (что светлее и что темнее).
На рисунках, помещённых ниже, указаны некоторые приёмы выполнения орнамента с гипсовой модели (рис. 17-18).