О постановке глаза

Важной частью задачи постановки глаза является воспитание в ученике способности «цельно» видеть натуру, то есть видеть ее всегда целиком, даже в тех случаях, когда внимание рисующего направлено на исполнение отдельных деталей.

А. Барщ

Не до конца решенными в искусствоведческой и методической литературе остаются вопросы, связанные с... так называемой «постановкой глаза» художника, с его профессиональным «умением видеть».

Г. Беда

Говорят, «поставлен глаз». Постановка глаза — это постепенное осознание, что только способность охватить зрением большое пространство, видение целого определяют художественное восприятие мастера-живописца.

Б. Иогансон

Живопись в природе не находится в готовом, написанном состоянии, она полускрыта. Ее нужно проявлять на холсте. Чтобы ее выявить на холсте, нужно уметь видеть, а чтобы уметь видеть, нужно поставить глаз. ...Чем опытнее вы будете становиться, тем шире будете смотреть на целое. Сначала вы будете искать и сравнивать два тона вместе, потом три, потом четыре, пять одновременно, в наконец, как дирижер оркестра, который одновременно слышит и скрипку, и флейту, и контрабас и т. д., вы разовьете глаз настолько, что будете видеть все одновременно... тогда вы станете мастером живописи.

Б. Иогансон

Всматриваясь в какую-либо деталь, вы получите одно впечатление, но если вы «распустите» глаза — появится несколько иное. «Распустить» глаза — значит увидеть все сразу.

Б. Иогансон

Художник не должен сосредоточивать глаз на отдельных деталях лица, а, наоборот,— «распускать» глаз на все лицо.

Б. Иогансон

Растопырьте глаза, чтобы видеть, что нужно. Схватите целое... Берите из натуры только то, что нужно, а не все.

В. Серов

Учиться смотреть не последовательно — одно за другим, а аккордом, сразу, одновременно охватывая сравниваемые места, то есть превращая последовательный взгляд в аккордный, одновременный.

Р. Фальк

В искусстве очень важна проблема постановки глаза. Так же, как для певца — постановка голоса. Поставленный глаз — свойство биологическое, чем в корне отличается от вкуса, который только приобретается. Однако это свойство можно развить. Поставленный глаз крайне важен. Вкус может подвести, потому что исходит исключительно от разума. ...Поставленный же глаз не подводит никогда, так как, будучи развит в известной степени при помощи разума, входит в плоть и кровь, становится как бы свойством организма и от рассудка не зависит. Он просто не дает человеку выпасть из рамок искусства.

Р. Фальк