Рисовать формой, писать колоритом

Именно новое понимание света, цвета и колорита помогло П. П. Чистякову выработать свою художественно-педагогическую систему и методику обучения живописи. От утверждал, что в Академии художеств в натурном классе ученики изучают рисунок и лепку, а не колорит, что русская школа живописи не существует, что русские пишут грязно и черно. А в письме Третьякову в 1875 г. он заявил, что искусства живописи в России нет, но будет. О какой живописи мечтал П. П. Чистяков? Ответ на этот вопрос дает его педагогическая практика. Он подготовил известных всему миру художников-колористов: В. И. Сурикова, В. А. Серова, М. А. Врубеля, В. Э. Борисова-Мусатова и многих др. П. П. Чистяков учил: «...Изображай совершающееся, как оно существует в натуре и как действует на наш глаз, на душу в момент, — это и есть полное, изящное, высокое искусство» 1. В. А. Суриков писал, что он в живописи изучал только колоритную сторону, а П. П. Чистяков развивал его и указал путь истинного колорита. Чистяковское «чувствовать, знать и уметь — полное искусство» сродни сезанновскому «передавать в совершенстве то, что чувствуешь — в этом вся суть». Сезанн стремился теоретически обосновать результаты своих опытов.

Известен рассказ о том, как работал В. А. Серов. Он всматривался в модель, выискивал в натуре самое характерное, а затем в течение 10 — 15 минут работал на холсте. К натуре он обращался только тогда, когда нужно было что-то уточнить. К этому следует добавить, что во время учебы у П. П. Чистякова практиковалось писание натурных постановок, когда натура находилась в одной комнате, а работали в другой. К натуре обращались за справками. Это отучало от пассивного, протокольного списывания натуры, приучало к выработке суждения о ней на основе зрительного восприятия.

Думается, что при разговоре о системе П. П. Чистякова нельзя забывать и такое обстоятельство, что если бы он открыто, да еще и письменно, заявил, что предмет цвета не имеет и что это — основа обучения живописи, ему пришлось бы уйти из академии, ибо это противоречило академическому методу обучения и всему духу академии того времени.

1 Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания — М., 1953. — С. 307.