Поиски законов композиции

Работа над эскизом картины — это всегда «езда в незнаемое». Она почти всегда приводит художника к мысли о том, существуют ли какие-то всеобщие закономерности композиционного построения и если существуют, то чем они обусловлены. Почему в одном случае картина получилась, а в другом не получилась.

И. Е. Репин, будучи уже знаменитым художником, вспоминал, что в молодости законы композиции не давали ему покоя. В Академии художеств учили сочинять барельефы, расставлять фигуры по планам и прочее. И только на Волге, в кустарниках на Лысой горе, он впервые уразумел законы композиции: рельеф и перспективу, пространство первого плана и фон. Натура учила композиции.

И. Н. Крамской знал, что они, «эти проклятые законы», существуют помимо личного вкуса и темперамента художника. Нужно их понять и им подчиняться. Известно его письмо к художнику Ф. А. Васильеву, в котором он указывает на необходимость построения картины в соответствии с законами зрения, потому что нельзя при взгляде вдаль видеть землю под ногами, а при взгляде вниз — небо над головой.

Народный художник СССР Б. В. Иогансон был убежден, что законы композиции имеются, но вскрыть их, найти общие правила чрезвычайно трудно. В 1950 г. в статье «К вопросу о композиции» он писал: «Вопрос о композиции является труднейшим, узловым вопросом изобразительного искусства... Можно ли учить композиции, существуют ли для композиции законы такие же, как и для рисунка? ...Я думаю, учить можно. Обязательно должны существовать и существуют закономерности в композиции. ...Вопрос о композиции должен быть хорошо теоретически обоснован. Поэтому, мое мнение, — кафедру композиции в художественных институтах организовывать рано... Сейчас пока нужно учить студента композиции на разборе шедевров русского и мирового искусства. Другого выхода, по-моему, нет» 1.

В 1980 г. вышла книга Н. Ростовцева «Методика преподавания изобразительного искусства в школе», в которой автор отмечает, что старая Академия художеств «обучала своих воспитанников правилам и законам композиции и сегодня художники-педагоги, уважающие традиции реалистического искусства, стараются их восстановить» 2. Далее Н. Ростовцев приводит интересные данные, которые красноречиво говорят о теоретической путанице в вопросах композиции: академик М. Манизер указывает десять правил композиции,

A. Лаптев — пять правил, А. Дейнека — девять (седьмое правило — золотое сечение), академик B. Н. Яковлев — двенадцать общих законов композиции и сорок (!) частных правил композиционного решения тематической картины. Сам Н Ростовцев рассматривает восемь законов, в число которых попадают асимметрия, равновесие, статика, динамика и др. Н. Ростовцев не говорит о том, что «старая академия» четко разграничивала понятия сочинения картины и ее композицию. Смысловая сторона картины сочинялась и излагалась в программном задании, бралась из мифа или библии, из отечественной истории, подсказывалась действительной жизнью, а композиция строилась. Законы построения формы картины для данного содержания, легко и свободно воспринимаемой глазом, являются законами композиции.

Издательство «Просвещение» в 1986 г. выпустило очень нужный учебник «Композиция» автора Е. В. Шорохова для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов.

Е. В. Шорохов делит законы композиции на основные (общие, объективные) и частные. К основным отнесены законы: целостности, контрастов, новизны, и подчиненности всех средств композиции идейному замыслу. К частным законам отнесены законы жизненности и воздействия «рамы» на композицию изображения на плоскости. Заметим, что в первом издании учебного пособия Е. В. Шорохова «Основы композиции» (М., 1979) в основных законах фигурировал закон типизации (жизненности), но отсутствовал закон новизны. Закон целостности назывался законом цельности, что не одно и то же. Такие законы формообразования, как симметрия и ритм, в первом и втором изданиях отнесены к правилам композиции. Такое перетасовывание законов композиции, как карт в колоде, стало возможным потому, что допускалось смешение понятий «законы искусства», «законы картины» и «законы формы (композиции)». Одно подменялось другим. Свободно толкуется понятие закона и правила.

Найти законы композиции и построить научную теорию можно только тогда, когда законы композиции мы не будем конструировать на основе умозаключений, а будем исходить из реально существующих объективных законов формообразования в природе и искусстве.

1 Иогансон Б. В. За мастерство в живописи. — М., 1952. — C. 87 — 89.

2 Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.—М., 1980.—С. 172.