Ограничение палитры

П. П. Чистяков постоянно напоминал своим ученикам о необходимости ограничения палитры. Его ученик русский живописец и график В. А. Серов практиковал в Московском училище живописи задания, во время которых ученики писали тремя красками: белилами, жженой костью и охрой светлой. Народный художник СССР И. Н. Клычев в одной из своих статей пишет, что художнику Ш. Акмухаммедову достаточно двух-трех красок, чтобы передать бесконечное разнообразие тональных отношений в природе. Румынский художник К. Баба вспоминает слова своего учителя Н. Тоницы, советовавшего работать четырьмя-пятыо красками. Старые мастера пользовались небольшим количеством красок, но никто не может их упрекнуть в том, что они не были великолепными колористами. Наоборот, пока никто не сумел их превзойти.

Использование малого количества красок побуждает художника извлекать из них все возможное, заставляет думать, изобретать, работать творчески. При этом получается богатая живопись. При применении большого количества красок активность творческого поиска притупляется, а излишнее смешение многих красок приводит к глухой, подчас даже загрязненной живописи.

Каждый художник должен знать свои краски. Поэтому необходимо наряду с изучением природы, писанием этюдов с натуры изучать краски. Принято думать, что разбеленная черная дает серый оттенок. Но этот серый может стать синим, фиолетовым, зеленым, если его поместить в соответствующее окружение. Французский живописец и график Эжен Делакруа (1798 — 1863) постоянно упражнялся в составлении всевозможных красочных смесей и сочетаний, изучал «поведение» красок.

Ограничение палитры имеет и другое значение. Чем больше красок, тем вероятнее получение нежелательных смесей, которые приводят к быстрому почернению и порче красочного слоя. Известно, что картину «Оборона Петрограда» А. А. Дейнека написал одной черной краской на белом фоне. Ограничение палитры П. П. Чистяков понимал так: «Вы спрашиваете, какими красками писать... Разложите на своей палитре все цвета, какие у Вас имеются, и глядите на натуру, начинайте соображать и даже пробовать на палитре, соединяя те краски, которые Вам подскажет натура. Хотя дело не легкое, попробуйте и ту и эту краску, составляйте вместе и все с натуры — соображайте. Как женщины, когда вышивают шерстью. Когда найдете состав красок подходящий, на них и пишите. Их будет три или четыре» 1.

На картине В. Е. Попкова «Шинель отца» изображена палитра, лежащая на табурете. На палитре приготовлены только три краски: желтая, красная и синяя. Почему только три? Что хотел сказать художник нам, зрителям, этим выбором красок? Это случайность или манифест автора? Думается, что это не случайность. Художник говорит нам, что с помощью трех красок он создает свои картины.

1 Чистяков П. П. Письма, записные книжки... — М., 1953, — С. 382.