Композиционный алгоритм линейного построения картины

Выстраивается ряд вазимосвязанных и взаимообусловленных звеньев, по которым мы можем построить модель хода работы:

  1. точка зрения,
  2. главный луч зрения
  3. главный предмет (центр внимания)
  4. угол зрения 36°
  5. поле ясного зрения
  6. воображаемая картина
  7. нормы зрительного восприятия (зрительные пути мозга)
  8. композиция
  9. реальная картина
А над всей этой цепью звеньев стоит идея произведения, которая все определяет и все себе подчиняет.

Неоднократно отмечалось, что вопрос пропорциональности в архитектуре выдвигается значительно острее, чем в скульптуре и живописи. И это естественно. Рисунок можно стереть, перестроить, начать заново. Живописный этюд также допускает перекомпоновку, переписывание, соскабливание. Руководитель здесь в основном — натура. Во время работы над картиной художник часто перестраивает композицию на холсте, смывает, соскабливает, записывает, ищет место для главной фигуры или группы фигур, если они оказались «не на месте». Холст все выдерживает... Скульптор тоже в одном месте наращивает объем, в другом срезает. Сам метод обучения приучает скульптора, живописца, графика «взять» поточнее пропорции природных объектов, натуры, отношения светлого и темного, красного и зеленого и т. д.

Иное дело архитектор. Представьте себе, что, руководствуясь интуицией, архитектор построил здание до второго этажа. Потом он убеждается, что строительство начато не так. Разрушает все сделанное и начинает снова. А где гарантия, что не придется снова разрушать?

Сам собою напрашивается вывод: как в работе архитектора должны быть какие-то руководящие принципы, «опорные точки», порядок (алгоритм), руководствуясь которыми, мастер получит желаемый результат, так и в работе живописца должен быть свой алгоритм, который гарантировал бы получение желаемого результата.