Композиция пейзажа

Зарисовка пейзажа 1 (рис. 55) выполнена с натуры. Мотив привлек своей оригинальностью: заснеженная часть игровой площадки, шапки снега на предметах, темные деревья. При мысли о том, что же здесь может быть центром внимания, хотелось остановить взгляд на белой шапке грибка. Но при этом пейзаж не смотрелся цельно, не входил в глаз. Можно сказать, что не было зрительного комфорта. Когда же вгляд был фиксирован на середине будки под шапкой снега, весь пейзаж стал восприниматься цельно. Формат был выбран прямоугольный в вертикальном положении. Высота листа бумаги разделена на пять частей, вверх от главной точки — на две части, вниз — три части. Этим главная точка была выведена на линию золотого сечения. Горизонтальная ось поля ясного зрения стала линией золотого сечения в приближении 2:3. Измерением четвертью определена граница нижней линии картины (от центра 18°) в натуре. Последующая проверка рисунка по пропорциям золотого сечения показала, что заснеженная земля заняла 62 части по высоте, верх — 38 частей; большое дерево равно 38 частям по высоте, меньшее дерево занимает 24 части, грибок с оградкой под ним — 14, будка — 10, внизу от оградки до нижнего края рисунка — 24 части. Все это величины золотой пропорции от высоты всего рисунка (нисходящий ряд).

Напрашивается вывод о том, что глаз находит в натурном мотиве ту точку смотрения, при которой все элементы пейзажа находятся в наилучшем согласовании между собой, т. е. образуются золотые пропорции, гармония.

Рисунок 55
Рис. 55. Решение Ф. В. Ковалевым задачи композиционного построения на натурной зарисовке пейзажа

 

Для анализа пейзажа И. И. Левитана «Свежий ветер. Волга» (рис. 56) был избран обратный ход. Пейзаж разделен на пять частей по вертикали и горизонтали. Отношения 2:3 по вертикали и горизонтали указали главную точку смотрения, которая оказалась на белом парусе выше красного корабля. При смотрении в эту точку как в центр внимания все составляющие части пейзажа хорошо воспринимаются. Тут мы видим тоновые и цветовые контрасты, разработку деталей. Все вокруг подчинено этому зрительному центру. Пейзаж свободно «входит» в глаз, его рассмотрение не утомляет зрение. Так построены пейзажи И. И. Левитана «После дождя. Плес», «Вечерний звон», «Владимирка», «Март» и др.

Рисунок 56
Рис. 56. Анализ композиционного построения пейзажа И. И. Левитана «Свежий ветер. Волга»

 

Рисунок 57
Рис. 57. Варианты (а, б, в) учебного пейзажа Ф. В. Ковалева при постоянной точке зрения на пространстве в пределах соответственно 24°, 36° и 48°

 

Насколько важно строить изображение в пределах поля ясного зрения показано на рис. 57, б «Поселок за оврагом» 2. Он не выходит за пределы угла зрения 36°. Рис. 57, а построен в том же формате и размере, но в него включено пространство только в пределах 24°, а в рис. 57, в — 48°. Группа строений в центре рисунка в первом случае кажется на том расстоянии, на каком они есть в натуре. Во втором случае они — ближе, а в третьем — дальше. Такие метаморфозы происходят с композицией любого изображения: натюрморта, пейзажа, интерьера, головы, фигуры, группы людей.

1 Рисунок автора — Ковалева Ф. В.

2 Рисунок автора — Ковалева Ф. В.