Что такое научная теория композиции

Научная теория композиции, как и всякая иная теория, опирается на научные знания. Еще Леонардо да Винчи отмечал, что только то знание истинно, которое проверено математикой; нет ни какой достоверности в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук.

Хорошо известны слова К. Маркса о том, что наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой. Наука о композиции не является исключением. Теория композиции станет истинно научной и законы композиции будут неопровержимо убедительны только тогда, когда мы найдем возможность применить к ним хотя бы одну из математических наук, например, геометрию или арифметику, или ту и другую вместе.

Научный подход к тайнам искусства был заложен еще в Древней Греции. Греческие художники-педагоги призывали своих учеников овладевать искусством с помощью науки.

Чувственно воспринимая, человек измеряет. Но чувства могут приводить к ошибкам (зрительные иллюзии). Ум человека не только обогащает чувства, но может и проверить их истинность путем измерения. Число вносит порядок в мир. Итальянский ученый, теоретик искусства эпохи Возрождения, живописец, архитектор, поэт и музыкант Л. Альберти высказывал желание, чтобы живописец был как можно больше сведущ во всех свободных искусствах, но прежде всего, чтобы он узнал геометрию. Математика есть такая наука, которая восполняет несовершенство наших чувств. Разумное сочетание чувственного, интуитивного с рациональным, научным в творчестве художника должно стать основанием для дальнейшего совершенствования искусства живописи.

В середине XIX в. в России возникло, а затем и оформилось направление эстетической мысли, которое в основу подхода к явлениям искусства положило критерий научности, стали широко привлекаться данные естественных наук. Особенно возрос интерес к золотому сечению. По отношению к архитектуре оно истолковывалось так: 1) золотое сечение господствует в архитектуре; 2) золотое сечение господствует в природе; 3) золотое сечение господствует в архитектуре потому, что оно господствует в природе, а творчество архитектора является продолжением творчества природы: «Идущее вразрез с творчеством природы не может быть прекрасным. И наоборот. Законы органической природы являются также законами архитектурных сооружений, служат основанием красоты зодчества» 1.

Известен глубокий интерес П. П. Чистякова и других русских художников к научным данным своего времени. В то же время они на первое место ставили мысль, идею. П. П. Чистяков говорил, что он все подчиняет идее. Сюжету соответствует прием, идея подчиняет себе технику. Как в жизни, так и в искусстве, идея определяет все. Идея служения народу вдохновляла художников-передвижников на создание значительных произведений, близких и понятных народу, выражающих его сокровенные чувства и чаяния. Глубокая идейность — неотъемлемое качество лучших произведений советского изобразительного искусства.

1 Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в России. — М., 1986 — С. 204.