Гармония цвета

Что следует понимать под гармонией цвета? По этому поводу написано очень много, но ясности пока мало.

Н. Н. Волков утверждает: Контраст как противопоставление цветов в картине есть основной прием художественного мышления вообще. Это утверждение одного и противоположение ему иного... Основой противопоставления могут быть любые качества цвета: насыщенность, связность, цветовой тон, тяжесть... Сопоставление непрерывного развития цвета и цветового разрыва — тоже контраст» 1. Но какова бы ни была роль цветового контраста в композиции картины, он будет неприятен, если нарушена гармония. Судьей и тут выступает глаз. Художник привлечет внимание зрителя к картине и к главному в ней контрастом цвета, но захочет ли глаз рассматривать ее, если контрасты будут чрезмерны и неприятны ему? Поэтому художник должен позаботиться о гармонии цвета.

Поскольку эта работа не является учебником по гармонии цвета, которая в художественных учебных заведениях и не изучается так, как гармония в музыке в музыкальных учебных заведениях, рекомендуем художникам, не потерявшим интереса к знаниям, обратиться к книге В. М. Шугаева «Орнамент на ткани» (М., 1967), в которой вопросы гармонии цвета разработаны наиболее полно. Желательно раздел этой книги «Теория цветовых сочетаний и гармоний» не только читать, но и изучать с кистью в руках.

Общепризнано утверждение, что природа — учитель гармонии. Поэтому писание многочисленных этюдов с натуры обязательно. В художественных школах, училищах, институтах пишутся учебные постановки натюрмортов, голов, фигур, на пленэре — пейзажей, людей в пейзаже. В надежде постичь законы гармонии цвета, художники забывают или не знают, что создателем цветовой гармонии являются глаз и мозг человека. Французский живописец XIX в. К. Коро советовал в природе искать прежде всего форму. И он был прав. Природа необыкновенно богата всевозможными формами и их сочетаниями. Самой богатой фантазии художника трудно соперничать с природой. Цвет предмета и колорит природы «делает» глаз и мозг человека на основании световых ощущений, затем они «присваиваются» предметам и природе в качестве их свойств. Если бы вся сетчатка «видела» одинаково четко, мы не могли бы сосредоточить внимание на каком-либо предмете, все было бы равноценно и каждый раз сила восприятия одного предмета мешала бы восприятию другого, ни о какой гармонии не могло бы быть речи.

Не природа каждый раз надевает разные платья, как думали до XX в., а человек; художник одевает ее в разные платья в зависимости от того, какие излучения от одних и тех же предметов достигают глаза утром, в солнечный день, при пасмурной погоде, при закатном вечернем освещении или в сумерки, каким «цветом» был утомлен глаз перед этим. Деревья летом зеленые, но лес вдали кажется синим, так как слой воздуха «поглотил» излучения от деревьев и глаза художника они не достигли.

Шарль Блан в книге «Грамматика искусства рисования» связывал вопрос равновесия цветов с работой глаза: «...Наш глаз, будучи создан для белого света, нуждается, чтобы дополнить его, когда он видит только одну какую-нибудь его часть. Что нужно, чтобы дополнить белый свет человеку, видящему только красные лучи? Ему нужны желтый и синий; но желтый и синий содержатся в зеленом. Следовательно, зеленый устанавливает равновесие света в глазу, утомленном красными лучами» 2.

Живописцы учат людей смотреть на природу глазами художников. После посещения музея или художественной выставки как-то острее воспринимается красота природы. Мы смотрим на мир то глазами Левитана, то глазами Куинджи или Рериха, Ромадина или Зверькова и замечаем в натуре то, что раньше не видели. Ну, а почему же художники не видят природу все одинаково и почему каждый из них находит в этой единой для всех природе что-то свое, что не видели и не находили его предшественники или товарищи? Разве у художников, которые писали на своих картинах коричневые деревья, были по-другому устроены глаза и они не видели, что деревья зеленые? Мы можем выстроить ряд пейзажей художников одной только русской школы живописи и увидим те новшества, которые вносил в пейзажную живопись каждый автор. Вот далеко не полный список таких художников: Алексеев, Щедрин, Саврасов, Поленов, Шишкин, Левитан, Куинджи, Рерих, Рылов, Крымов, Ромадин, Зверьков и многие др. По-видимому, одного созерцания натуры еще не достаточно художнику, чтобы стать и быть самим собой. Ван Гог говорил: « Я намерен основательно изучить теорию; я совсем не считаю это бесполезным занятием и думаю, что, когда человек в своих поисках руководствуется подлинно конкретными указаниями, его инстинктивные предположения и догадки очень часто превращаются в уверенность и определенность» 3,

1 Волков Н. И. Цвет в живописи. — М., 1965. — С. 63,

2 Цит. по: Синьяк Поль. От Эж. Делакруа к неоимпрессионизму. — М., 1913. — С. 177.

3 Ван Гог. Письма. — Л., М., 1966. — С. 217.