Детали фасада

Архитектурная деталь придает сооружению законченность, завершает архитектурный образ. Деталь в чертежах изображается в крупном масштабе, приемами, дающими наибольшую предметную осязаемость передних планов, позволяющими почувствовать форму детали, собственный цвет строительного материала, его фактуру и обработку, конструкцию и отделку. Это обстоятельство определяет графические приемы чертежа в изображении деталей.

Цветовая подготовка делается натуральным собственным цветом, взятым в полную силу. Моделировка ведется решительно, сильно и в зависимости от материала резко, грубо. Фактура материала подчеркивается в освещенной части, особенно в местах косого освещения. Для деталей употребляется бумага наиболее крупнозернистая.

Лучшей подготовкой для работы над деталями фасада служат этюды с натуры, сделанные в классе или на воздухе. В мастерской следует работать над натюрмортами, составленными из каменных, кирпичных, чугунных, керамических, алебастровых или гипсовых и тому подобных деталей внешней архитектуры. Вне мастерской для этой цели рисуют небольшие архитектурные фрагменты, такие, как кирпичные наличники, мраморные и каменные колонны, чугунные решетки, майоликовые детали, гранитные лестницы, подпорные стены, цоколи, фонари, фонтаны и т. д.

Рисунок каменного кронштейна на фасаде Казанского вокзала А. В. Щусева представляет пример архитектурного чертежа детали. Ясно показан цвет камня, фактура обработки, разрезка блоков. В силу того, что деталь изображена на переднем плане, она дана с резкой светотенью. Чертеж показывает монументальные черты детали, относящиеся к большому композиционному целому (рис. 107). Кирпичная стена этого памятника выполнена в крупном масштабе. В чертеже показаны цвет, фактура, кладка и обработка камня и кирпича. Такой чертеж дает исчерпывающее представление об архитектурной детали как с конструктивной, так и с художественной стороны.

Гранитный монумент с тесаной и полированной обработкой деталей показан по стадиям исполнения чертежа. Тесаная и колотая фактура выполняется теми же приемами последовательной моделировки, как это делалось в изображении каменной и кирпичной кладки.

Рисунок 107
Рис. 107. Приемы изображения каменных и чугунных деталей архитектуры.

 

Полированная часть исполняется особо; она делается так, как будто она залита водой. Собственный цвет полированной поверхности выявляется с наибольшей насыщенностью при рассматривании ее нормально, под прямым углом. С поворотом поверхности она все больше и больше отражает окружающее. Поверхность, стоящая под острым углом к зрителю, полностью, как вода, отражает предметы фона с некоторым едва заметным потемнением.

Для чугунных деталей характерен матовый блеск холодного цвета, ржавчина окислившегося металла в тех местах, где вода задерживается на некоторое время, и теплые, темные тени в глубине рельефа и под профилями. На незаконченном чертеже видна холодная подготовка, черные и коричневые полутона и красно-черные глубокие тени (рис. 107).

Рисунок 108
Рис. 108. Приемы изображения бронзовых и позолоченных архитектурных деталей.

 

Бронзовые детали по технике живописной передачи во многом сходны с чугунными, но отличаются цветовой обработкой. Подготовка желтая, золотистая, остающаяся заметной на небольших бликах. Полутона холодные — серые или коричневые. В углубленных местах, где задерживается вода и окисляется металл, появляется ярко-зеленый цвет. В глубоких местах деталей и под архитектурными профилями лежат теплые тени с горячими рефлексами при солнечном свете (рис. 108).

Для позолоченных деталей и деталей из нержавеющей стали характерна зеркальная поверхность; они настолько реагируют на окружающую среду, что иногда исчезают из вида. Особенно это заметно на стали. Золото благодаря своему собственному цвету остается заметным издалека. Золотые звезды, купола, эмблемы, завершающие сооружение, выделяются ярким желтым бликом и теплыми рефлексами от земли; боковые и верхние полутона, отражая небо, почти сливаются с ним. Изображение золотой детали начинается с желтой частичной подготовки с последующим нанесением полутонов и рефлексов. Сталь, не имея явно выраженного собственного цвета, целиком окрашивается в цвет окружающей среды с некоторым потемнением в тенях и полутонах. В общем сталь обрабатывается, как зеркальная поверхность, с несколько серым, серебристым оттенком (рис. 108).

Крупные керамические и майоликовые детали изображаются, как лакированные или мокрые цветные предметы; их делают большей частью по белой бумаге, чтобы придать больший блеск поливе и сочность краскам собственных цветов. Глубокие места и тени по профилям делают теплыми. Изразцы следует писать сразу, решительно, уверенно; только тогда может быть передана сочность и свежесть красок (рис. 95).

Архитектурная деталь придает законченность сооружению; мастерство изображения деталей помогает совершенствовать архитектурное мастерство.