Детализация
Детализация — самая сложная в техническом отношении стадия. Она требует ясности образного представления, наибольшей точности в нанесении красок и острой характеристики предмета. Деталь должна быть нанесена свежо, решительно, убежденно; только тогда она способствует выразительности изображения. Деталь, нанесенная неуверенно, вяло, делает всю работу вымученной, безжизненной. В детализации проявляется техническая виртуозность мастера и обнаруживаются знания и профессиональная культура художника.
Из наиболее важных традиционных приемов детализации следует указать мазок, штрих и ретушь кистью и пером.
Штрих наносится острой, упругой, лучше всего колонковой, кистью в тех местах, где нужно резко подчеркнуть границу формы, острую грань, тонкую складку, где изображаются мелкие детали сооружения, ветви деревьев. В нанесении штрихов и мазков следует обращать внимание как на их цвет, так и на их направление и характер.

Рис. 63. Техника миниатюры. Акварель К. П. Брюллова «Дама в красном тюрбане». Пример миниатюрной техники в портретной живописи. Мозаичная техника штриха и ретуши сочетается с широким письмом драпировки. Моделировка лица выполнена мелкими мазками тонкой кисти. Они дают нежные переходы светотени, мягкость телесной фактуры. Широкие и резкие мазки в моделировке платья передают блеск и фактуру шелка, пышный, декоративный характер наряда.

Рис. 64. Техника детализации. Натюрморт Ф. П. Толстого «Виноград». Работа иллюстрирует технику конечных стадий, которые завершают работу, глубоко и полно рассказывают о предмете изображения, сохраняя в ней свежесть первоначального эскиза. Рисунок дает представление о возможностях такой техники. Она целесообразна в главных частях изображения.
Цвет детали может быть максимально точным, ибо все общие вопросы колорита до этого были решены и цвет детализирующего штриха может быть подобран с полной уверенностью и точностью. К тому же в акварельной технике деталь особенно требует свежести исполнения и нанесения в один прием; переделанная по нескольку раз, она теряет свою изобразительную прелесть и резко снижает качество работы.
Направление штриха имеет очень большое значение. Одним направлением мазков и штрихов достигается иногда больше, чем точным подбором цвета. Так, изображение спокойной водной поверхности требует, чтобы штрихи и мазки имели горизонтальное направление; для передачи дождя иногда необходимы наклонные штрихи; в изображениях фонтанов и водопадов необходимы движения вооруженной кистью руки строго по направлению струи воды.
Не меньшее значение имеет также и характер штриха. Акварельные работы М. А. Врубеля показывают технику штриха и значение этой техники в детализации. В этих работах можно почувствовать разнообразные возможности акварельной кисти в нанесении штрихов — от резких, контурных до мягких, полутоновых. На характер штриха влияют не только размер кисти, ее конструкция, влажность, но и характер движения руки, темперамент, с которым был сделан кистью штрих или мазок. Все эти обстоятельства имеют значение. Они очень живо воспринимаются зрителем, дают большую убедительность и силу изобразительному языку художника. Приведенная на рис. 42 работа М. А. Врубеля «Наяды и тритоны» показывает силу и значение штриховой техники для выражения фактуры, движения и других внешних черт изображаемых предметов.

Рис. 65. Техника миниатюры. Акварельное повторение картины «Последний день Помпеи» К. П. Брюллова. Акварель немногим большая, чем настоящая репродукция, полностью передает впечатление большой масляной картины. При мелком масштабе фигур все они прорисованы и отмоделированы акварелью.
Прочным основанием для выразительности штриховой техники детализации служит знание изображаемого предмета, ясность образного представления и уверенность опытной руки, многократно проштудировавшей этот прием.
Ретушь наносится мелкими мазками и точками. Ретушью обрабатываются те места, где нужно сделать незаметный светотеневой или цветовой переход. Ретушь основана на оптическом смешении отдельных цветных точек в один общий тон. Ретушь благодаря отдельным мелким мазкам всегда производит впечатление фактурной корпусной поверхности; применение ретуши наиболее целесообразно в освещенных местах.
Больше всего этот способ применяется в портретной живописи для передачи нежных переходов светотени на лице.
Портрет К. П. Брюллова «Дама в красном тюрбане» (рис. 63) является одним из лучших образцов акварельной детализации. В этом портрете сочетается широкое письмо драпировок с мозаичной техникой ретуши. Моделировка лица выполнена мелкими мазками тонкой кисти. Они дают тонкие переходы светотени, оттенков лица, мягкость телесной фактуры и т. д. Широкие мазки в моделировке платья передают шелковый блеск, фактуру, пышный декоративный характер наряда.
В изображении архитектурных сооружений ретушью исполняются фактурные места, мягкие переходы светотени на цилиндрических поверхностях. Рельефная фактура камня, штукатурки, кирпича приемом ретуши получает наибольшую выразительность.
Техника ретуши применяется также в тех случаях, когда не удается передать мягкие очертания по сырому или при помощи влажной кисти. Это бывает иногда на летних зарисовках, в условиях быстрого высыхания красок. Часто в общем хорошая работа получает резкие очертания там, где они совсем нежелательны, и нет возможности смягчить их водой без риска испортить всю работу. Тогда хорошо применить ретушь. Она в этом случае дает возможность смягчить по сухому резкие очертания едва заметными, мелкими мазками. Особенно успешно ретушь применяется при передаче ореолов, в теневых местах, на дальних планах и т. п.
В технике детализации не следует забывать о таких инструментах, как перо с акварельными чернилами. Перо может дать возможность самой мелкой детализации. Особенно это важно в миниатюрной портретной и жанровой акварельной живописи, где фигуры имеют небольшие размеры и черты лица невозможно отработать обыкновенными кистями. Детализация пером широко практикуется в архитектурных чертежах, которые обычно исполняются в мелком масштабе. Здесь точность детализации имеет решающее значение. Работа пером и акварельными чернилами придает архитектурному чертежу необходимую живописность, масштабность и строгость линий.
Итак, детализация — завершающая стадия работы. Детальной разработке подвергаются наиболее ответственные места изображения. Детализацией выявляется центр композиции, на котором сосредоточивается внимание зрителей. Последовательная и обдуманная детализация подчеркивает характер персонажей, обогащает изображение, делает его более глубоким по идейному содержанию и повышает его познавательную ценность.