Подрамники

Подрамник должен держать бумагу и оберегать ее от повреждений. Существует большое число подрамников разнообразных конструкций. Они избираются по вкусу акварелиста и в соответствии с характером работы.

Наиболее целесообразную и простую конструкцию представляет собой обыкновенный подрамник, состоящий из липовой обвязки с фанерной филенкой, на которую бумага натягивается в сыром виде и укрепляется при помощи кнопок. Липовая обвязка дает возможность легко вкалывать и извлекать кнопки. Приготовленный подрамник внешне напоминает натянутый холст для масляной живописи (рис. 44).

Подрамник такой конструкции лучше всего отвечает техническим условиям акварельной живописи. Он прочен, легок, не коробится, хорошо держит и оберегает бумагу. Пригоден и для письма по сырому, когда под бумагу подкладывается мокрая тряпка или лист пропускной бумаги, которые питают бумагу влагой по мере подсыхания с внешней стороны. Связанные лицом к лицу подрамники, сами уже представляют собой хороший этюдник; чехлом может служить клеенка, под которую можно положить краски, кисти и вспомогательную бумагу. Клеенка сбережет в ненастную погоду работы, а иногда и самого автора, поможет разместиться на сыром месте или даже соорудить резервуар для воды.

Переходя к технической роли подрамника, следует сказать о его наклоне. Наклон имеет определенный технический смысл. Во-первых, наклонно стоящее изображение хорошо видно на расстоянии, его удобно сравнивать с изображаемым предметом. Во-вторых, наклон подрамника отражается на качестве красочного слоя.

Наклонное положение подрамника создает поток воды в одном направлении — сверху вниз. Художник, внимание которого и без того поглощено сложной работой, освобождается от наблюдения за состоянием красок, и он может держать материал в руках и диктовать ему свою волю. Наклонный сток воды дает более прозрачный красочный слой.

В тех случаях, когда нужно добиться наибольшей легкости и прозрачности при изображении теней, задних планов, прозрачных предметов и т. д., подрамник должен иметь почти вертикальное положение.

Рисунок 42_1

На наклонной плоскости при стоке лишней воды краски скорее просыхают и вся работа ведется быстрее. У опытного акварелиста не бывает лишней воды на бумаге, бумага всегда успевает просыхать, как бы интенсивно ни велась работа. Правильный наклон подрамника благоприятствует работе, сообщая текущей воде нужную скорость.

В классе начинающих акварелистов часто приходится наблюдать картину неправильного использования наклона подрамника. Ученик кладет подрамник горизонтально и наносит краски с излишним количеством воды в погоне за «сочностью» и манерными подтеками. Бумага от избытка воды размокает и вздувается. Краски расплываются в разные стороны, помимо воли автора. Изображаемый предмет превращается в бесформенные пятна красочных потоков. Кисть при таком положении подрамника может только отдавать воду, а не снимать ее. Такой акварелист не руководит красочным материалом, он только гадает на красочной гуще непросыхающего живописного болота и не может добиться сочности. Сочность же достигается точным и взвешенным подбором цвета, прозрачностью красок, легкостью нанесения и быстротой просыхания при необходимом наклоне.

При правильном использовании наклона подрамника может возникнуть необходимость и в горизонтальном его положении. Так, например, во время изображения передних планов каменной кладки, фактурных драпировок, чугунного литья, штукатурки и других фактурных материалов, когда использованы другие технические возможности материалов и инструментов для передачи фактурной поверхности, тогда может быть использован и наклон подрамника. Места, где необходимо максимально выразить фактуру каменной стены, можно делать на горизонтальном подрамнике. Краска задерживается в порах между зернами бумаги, тяжелые крупинки корпусной краски оседают тут же, не стекая, по сырому же могут добавляться дополнительные оттенки и краски, все это засыхает в горизонтальном положении и обрабатываемое место получает максимальную корпусную фактуру, доступную акварельной технике.

Кроме наклона, в постановке подрамника имеет значение его поворот к свету и освещенность. Вся плоскость подрамника должна освещаться равномерно, так чтобы на подрамник не падали случайные тени, хотя бы и легкие, от каких-либо предметов или от самого работающего. При всех условиях работы в постановке подрамника следует исходить из того основного требования, чтобы картинная плоскость изображения находилась в световых условиях, близких к освещенности изображаемого предмета.

Если перевод взгляда от натуры к подрамнику и от подрамника обратно будет проходить при одной освещенности, то чувствительность зрения по мере сосредоточения будет возрастать; предмет, а за ним и его изображение будет красочнее, рельефнее, живее. В противном случае зрение будет переводиться от одной освещенности к другой, чувствительность зрения будет притупляться, предметы будут выглядеть более серыми, работа будет более черной и мертвой.

Рисунок 43
Рис. 43. Инструменты и оборудование. Вверху — фарфоровая и металлическая палитры; в середине — акварельный этюдник с пяльцами для натягивания бумаги, палитрой, красками, кистями и бачком для воды; внизу — греческая губка, резиновый и стеклянный бачки; слева — набор беличьих, колонковых и щетиновых кистей, необходимые перья и ножи.