Интерьер с односторонним освещением
Для реалистического изображения интерьера необходимо установить основные закономерности его освещения и приемы передачи его колорита.
Колорит интерьера так же, как и внешнего пространства, определяется источниками света. Свет может проникать в интерьер извне, через проемы окон и дверей, тогда колорит его является отражением наружной световой среды; может излучаться искусственными источниками света внутри интерьера или представлять комбинацию того и другого освещения.
Анализ закономерностей для простейшего случая освещения интерьера естественным светом от одного окна поможет нам усвоить метод определения колорита в интерьере и установить правила и последовательность нанесения красок в изображении (рис. 99).
Если интерьер освещен естественным светом и свет проникает извне, то колорит интерьера определяется освещением внешнего пространства, которое мы наблюдаем за окном. Наиболее простым, ясным и убедительным примером, поясняющим природу колорита и способы живописного изображения такого интерьера, может служить фотографическая камера.
Если мы из комнаты сделаем большую фотографическую камеру, т. е. на месте окна устроим объектив, побелим стены, пол и потолок, и войдем в комнату в солнечный день, то увидим внутри комнаты полную картину наружного пейзажа в перевернутом положении. На полу, который получит небесно-голубой цвет, будут проплывать облака и будет лежать яркий солнечный диск; стены разделятся горизонтом на две половины; на нижней будет проектироваться небо, на верхней — отдаленные планы земли; на потолке появятся в своей естественной окраске наземные предметы, находящиеся поблизости.
Фотографическая камера с полной очевидностью убеждает, что источником света для пола служит небо, для потолка — земля, для стен — горизонт, что с изменением внешних источников света изменяется освещение интерьера и изменяется его колорит. По мере увеличения объектива до размера окна и прибавления света начнут исчезать четкие очертания описанной картины; ворвавшийся свет отразится от комнатных предметов и дополнительно осветит внутренние поверхности комнаты, однако основные источники света, расположенные за окном, сохранят свое главенствующее значение и роль в освещении интерьера.
С появлением новых проемов в потолке или в стенах освещение усложнится, но сохранит ту же закономерность. Свет, проникающий через каждое новое окно, будет полностью соответствовать характеру его источника во внешней среде. Чем больше оконных проемов, тем сложнее освещение комнаты; чем различнее их расположение по странам света, тем разнообразнее по яркости и цвету разностороннее освещение комнаты. Дальнейшее увеличение количества окон дает в пределе всестороннее освещение, наблюдаемое на открытом воздухе.
Рис. 99. Интерьер при одностороннем солнечном освещении: а — начальная стадия исполнения — нанесен контур и цветной грунт; б — нанесены краски первых двух наиболее ярких ступеней светлоты — прямой солнечный свет и голубые тона от безоблачного неба; в — конечная стадия исполнения — нанесены краски всех ступеней светлоты всех фаз светотени, в том числе и краски рефлексов, проведена также некоторая детализация.
На этом принципе и строятся все приемы живописного изображения интерьера при естественном свете. Для иллюстрации приведем несколько примеров.
Первым рассмотрим интерьер с одним окном и естественным наружным светом. Разбор живописного состояния интерьера начинают с освещения за пределами комнаты. В данном случае — это солнце на голубом безоблачном небе; за окном — освещенная солнцем зелень сада; прямой солнечный свет проникает в окно, падает на оранжевый пол, пол отражает оранжевый свет на белые стены и потолок. Зритель находится сбоку окна, не видит, что делается за окном, но по рефлексам извне чувствует освещение во внешнем пространстве.
Чтобы решить последовательность работы, определяют основные источники света, участвующие в освещении интерьера, и их порядок по силе света и цветовому качеству, начиная с самого сильного. В данном примере — это золотистый свет солнца, голубой свет неба, зеленый свет зелени, оранжевый свет пола и т. д.
Белую бумагу с контуром интерьера прежде всего окрашивают цветом, соответствующим самому сильному источнику света. Практически это выразится в светлом золотистом грунте, который по цвету должен производить впечатление белого предмета, освещенного прямым солнечным светом (рис. 99).
Положив золотистый грунт и как бы залив всю бумагу солнечным светом, вторым слоем краски, пропуская солнечные блики, покрывают остальную плоскость картины теневым небесным тоном, ибо эта часть интерьера освещена небом. Другими словами, отделяют освещенное прямым светом солнца от неосвещенного. Потом все, что не освещено солнцем, делят в свою очередь на освещенное небом и не освещенное им, окрашивая все то, что освещено зеленью, рефлексами пола и т. д., идя от сильных источников света к более слабым, имеющим частное значение в деталях или фрагментах картины.
Комната освещена и прямым, и отраженным светом от солнечного блика на полу. Отраженный оранжевый свет бросает на архитектурные формы теплые рефлексы. Места, не освещенные теплым отраженным светом, темнее и холоднее; они образуют так называемые обратные тени. В окно проливается голубой свет неба, который высветляет и окрашивает тени на откосах окна и на полу.
Приведенные схематические рисунки показывают логическую последовательность живописного изображения интерьера — от светлого к темному, от сильного источника света к слабому. Такая последовательность вполне соответствует техническим условиям акварели, и о ней нужно всегда помнить, чтобы не потерять правильного направления в работе.
Для первого упражнения лучше брать белый интерьер, ибо на белом легче проследить закономерность освещения разностепенными источниками света, начиная от прямых лучей солнца и кончая едва уловимыми рефлексами. После нескольких упражнений на белом интерьере хорошо перейти на такой, где окраска стен и потолков мало интенсивна, и лишь затем переходить на интенсивные цветные интерьеры, как наиболее трудные по живописному исполнению в акварели.
Если интерьер освещен мягким рассеянным светом пасмурного дня, то схема светотеневого построения начинается с того, что вся бумага грунтуется голубовато-серебристым тоном, близким к цвету облачного неба, либо оставляется белой, т. е. здесь начинают как бы с тени, пропуская стадию прямого солнечного освещения, и продолжают остальные стадии в изложенном порядке с той лишь разницей, что не будет резких границ теней и второстепенное создаваемое рефлексами освещение будет чувствоваться и изображаться в минимальной степени (рис. 100, 101).