Примечание к 7-ой главе
Эпиграфы к главе VII взяты из дневника Делакруа. Первый относится к традициям Возрождения, полностью отрывок гласит: О языческой якобы материализации искусства, к которой привели в эпоху Возрождения поиски красоты. Надо было бы сказать, — поправляет Делакруа, — не поиски красоты, но поиски жизненности и выразительности. Я, конечно, ставлю Рубенса и Рембрандта в первый ряд, однако они оттесняют на задний план мастеров готики не в смысле красоты» (Дневник, т. II, стр. 352, 353). К именам Рубенса и Рембрандта можно присоединить в этом смысле, конечно, и Тинторетто и Креспи, Эль Греко и Веласкеса и многих других. Второй эпиграф см.: Дневник, т. I, стр. 294.
1 Ср.: J. Kruse, Die Farben Remhrandts, Stockholm, 1912.
2 В. Seiffert-Wattenberg, Rembrandt Harmensz van Rijn, Munchen, 1936.
3 Золотистые лучи солнечного света по традиции упоминаются многими искусствоведами, разбирающими эту картину. Ср.: В. М. Нележина. Рембрандт, М.— Л., 1935, стр. 42 («...тот, кого ожидают, не появляется, а только предвещается золотистыми струями света, дождем льющегося из-за занавеса»).
4 В этой связи хочется напомнить слова Делакруа: «Этот род эмоций, связанных с живописью, в известной мере является осязаемым: поэзия и музыка не могут порождать их. Вы наслаждаетесь реальным изображением предметов, как будто вы их действительно видели...» (Дневник, т. I, стр. 397).
5 Ср.: J. Kruse, Die Farben Rembrandts.
6 Дневник Делакруа, т. II, стр. 278.