Примечание к 3-ей главе
Эпиграф к главе III взят из работы К. Маркса «Экономическо-философские рукописи 1844 года» (цит. по кн.: «К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве», М., 1957, стр. 141).
1 Художнику это кажется понятным, так как художник смешивает краски. Но Гёте все же неправ. Он говорит о смешении синего и желтого цветов. Цвет же — в современном понимании — есть ощущение, вызванное простым или сложным излучением. В действительности сумма простого (монохроматического) желтого луча (585 нм) и простого синего луча (44 нм) не может создать ощущения зеленого цвета. Будучи отброшенными на экран, желтый и синий лучи создают в сумме либо белый, либо — в зависимости от сравнительных яркостей — желтоватый, соответственно синеватый цвет.
Как и в ряде других случаев, наблюдаемое явление Гёте считал законом природы и соединял явления в чисто умозрительную систему (типичная позиция натурфилософа, смешивающего феноменологическую точку зрения с теоретической).
2 Происхождение теории цвета связано у Гёте с разнородными наблюдениями и традиционным метафизическим представлением о стихии света и тьмы. Особенно важный для него круг наблюдений — это наблюдения над цветовыми эффектами при прохождении света через «мутную среду».
Изложим здесь современное представление о «мутных средах». Закон мутных сред лежит в основе цветовой перспективы, он проявляется и в многослойной живописи при просвечивании одного слоя через другой. Типичную мутную среду представляет собой опал. Вот почему эффект мутной среды иногда называют словом «опалесценция». Это образное название сразу подскажет художнику, о каких цветовых явлениях идет речь.
Мутная среда содержит сравнительно крупные частицы: капельки воды (туман), частицы газа (дым), пыль; взвесь пигмента в жидкости также иногда создает мутную среду. Мутная среда рассеивает лучи света. Сильнее рассеиваются сине-фиолетовые лучи. Проходят через мутную среду (если она недостаточно плотна и пропускает свет) желто-красные лучи. Вот почему диск солнца сквозь туман или дым кажется рыжим. Чем плотнее или толще слой мутной среды, тем краснее проходящий через нее свет, особенно неяркий свет (красная луна у горизонта, красные фонари вдали). Яркие белые предметы (освещенные стены домов, например) заметно желтеют, затем розовеют по мере удаления. Это — естественная цветовая перспектива для проходящего света.
Гёте говорит в этой связи о прохождении света через тьму, создающем желтый цвет, и затем о нарастании или сгущении желтого цвета при увеличении слоя тьмы в оранжевый и, наконец, красный. Во всех этих случаях свет побеждает тьму: солнце сквозь туман!
Рассеянный свет — синий и фиолетовый — становится заметным, когда мы смотрим по свету или сбоку. Туман по свету сизо-голубой. Дали приобретают сиповатый тон, затем голубой. Это естественная цветовая перспектива для рассеянного света. Матовое стекло голубоватого цвета. Тонкий мазок белил поверх другого цвета придает ему сиповатый, холодный «опаловый» оттенок.
Гёте говорит в этой связи о прохождении тьмы через слои рассеянного света и о нарастании или сгущении синего цвета до фиолетового (если тьма побеждает).
Не принимая ньютоновской гипотезы о сложном составе солнечного луча, Гёте, естественно, не мог бы стать на точку зрения теории мутных сред, разработанной теперь в физической оптике. (Более подробно о теории мутных сред см.: Г. С. Ландсберг, Оптика, стр. 4-83 и сл.: соответствующие природные явления см.; М. Ми нарт, Свет и цвет в природе, стр. 292 и сл.)
С точки зрения современной физической оптики теория Гёте ошибочна. Но она все же не так наивна. Она считается с теми ассоциативными ореолами, которые сопровождают восприятие конкретного цвета. Она указывает на новый план исследования — психологический (см.: М. Боря, Размышления о теории цвета, «Иенское обозрение», 1963, № 6).
В нашем жизненном опыте синее связано с холодным небом, ночными красками и тьмой, желтое — с дневными красками, теплом и светом. Деление цветов на теплые и холодные — отсюда. Отсюда — эмоциональное действие цвета. В той многомерной цветовой системе, которую наука разработает когда-нибудь для искусства, гётевская схема найдет достойное место. Однако сам Гёте дополняет свою основную схему наблюдениями над смешением красок. Синее плюс желтое дает, по его утверждению, зеленое. Так возникает цветовая система, внешне напоминающая ньютоновскую (цветовой круг, в котором на противоположных радиусах расположены дополнительные цвета, а в центре их нейтральная (серая) смесь), но по существу покоящаяся не на принципе суммирования цветов.
Интересно, что «противоположные» цвета Ньютона совпадают с гётевскими «дополнительными» цветами и отличаются от дополнительных цветов но данным современной науки. Вероятно, это объясняется тем, что Ньютон поневоле испытывал смеси цветных порошков, а не суммы лучей (тогда еще не было хороших оптических смесителей), Гёте же сознательно испытывал смеси красок. Современная наука в вопросе о дополнительности цветов испытывает суммы излучений.
Пары противоположных цветов по ньютоновскому кругу:- Желтый — фиолетовый
- Оранжевый — синий
- Красный — голубой
- Пурпурный— зеленый
- Желто-зеленый — фиолетовый
- Желтый — синий
- Оранжевый — голубой
- Красный — голубовато-зеленый
(аналогично построен цветовой круг Гёте, см. треугольник смешения цветов)
3 См.: Р. Вудвортс. Экспериментальная психология, стр. 137.
4 Ср.: Р. Вудвортс, стр. 232 и сл.
5 Ср.: Р. Вудвортс, стр. 137.
6 W. Goethe, Zur Farbenlehre, B. 28, S. 196.
7 Там же, стр. 197.
8 Там же, стр. 197, 198.
9 Там же, стр. 201.
10 Там же, стр. 205, 206.
11 См.: там же, стр. 203 («желтое требует лилового, синее требует оранжевого, пурпурное требует зеленого»).
12 См.: там же, стр. 207.
13 Ср.: O. Zwinscher, Farbige Raumgestaltung, Leipzig, 1952.
14 См, подробнее: H. H. Волков, Восприятие предмета и рисунка, М., 1950, стр. 383 и сл.
Его же «Восприятие, плоских линейных систем», «Вопросы физиологической оптики», М., 1948, № 6.
15 Для «Прометея» Скрябин создал цветовую партитуру. Но и другие симфонические произведения Скрябина невольно вызывают в сознании слушателя мир света и красок.
16 См.: W. Kandinski, Uber das Geistige in der Malerei, Munchen, 1933.
17 W. Goethe, Zur Farbenlehre, B. 28, S. 190.
18 См.: H. H. Волков, Композиция лирического стихотворения, — «Искусство», 1928, № 3-4.