Примечание. К предисловию

1 См.: К. С. Станиславский, Работа актера над собой, М., 1938, стр. 14.

2 Леонардо да Винчи, Избранные произведения, т. II, М, — Л., 1935, стр. 84, 85.

3 Там же, стр. 88.

4 Г. М. Шегаль, Колорит в живописи, М., 1957.

5 К. Ф. Юон, О живописи, М. — Л., 1937.

6 Б. В. Иогансон, Молодым художникам о живописи, М., 1960.

7 Специфические вопросы использования цвета в живописи в большинстве трудов по цветоведению не затрагиваются вообще. Главная практическая цель цветоделения состоит в измерении параметров отдельного цвета, измерении, обеспечивающем возможность точного воспроизведения цвета. Весь круг вопросов современного цветоведения можно найти, например, в книге: P. S. Bouma, Les couleurs et leur perception visuelle, Eind-haven, 1949. Современное цветоведение широко использует в связи с задачами измерения и законами смешения цветов математический аппарат, опираясь в характеристике качеств цвета на данные физики и экспериментальные поправки психологии цветоощущения.

По этим вопросам можно рекомендовать простое изложение приемов цветоизмерения в книге: Н. Arens, Farbmetrik, Berlin, 1956. Несомненно, круг вопросов, охватываемых цветоведением, расширится со временем и приблизится к задачам теории колорита. Это предполагает, однако, знание взаимодействия цветов между собой в пространстве и на плоскости и их взаимодействия с образом предмета, вообще — знание сложнейших систем, в которых живет, меняется и обогащается ощущение отдельного цвета. Ни физиология мозга, ни психология, не специально теория цветового зрения еще не приблизились к этим вопросам.

И все же основные цветоведческие понятия обязательны для любого научного разговора о цвете. Многие данные цветоведения и психологии цветового зрения полезны художнику. У нас вышло несколько книг по цветоведению и теории цветового зрения. Перечислим некоторые: Л. Рихтера, Основы учения о цветах. Для художников и деятелей художественной промышленности. Перевод и дополнения Н. Т. Федорова, М. — Л., 1931; Н. Д. Нюберг, Курс цветоведения для учащихся вузов, художников и деятелей художественной промышленности, М. — Л., 1932; Н. Т. Федоров, Общее цветоведение, М., 1939; С. В. Кравков, Цветовое зрение, М., 1951. Здесь не перечислены практические пособия для учебных заведений и промышленности.

8 A. Sjblоm, Die Koloristische Entwickelung in der niederlandischen Malerei des 15 und 16 Jahrhunderts, 1928; H. Jantzen, Farbenwahl und Farbengebung in der hollandischen Malerei des XVII Jahrhunderts, Perachim, 1912.

9 E. Bercken, Untersuchungen der Farbengebung in der niederlandischen Malerei, Perachim, 1914.

10 Th. Hetzer, Tizian. Geschichte seiner Farbe, Frankfurt a/M., 1935.

11 F. Кruse, Die Farben Bembrandts, Stockholm, 1912.

12 В зарубежной литературе последних десятилетий были и попытки построения теории колорита. Однако беспомощность этих попыток бросается в глаза. Либо они далеки от художественной практики и стремятся вывести теорию колорита в отвлечении от живописи из правил цветоведения, элементарных законов цветоощущения и передаваемых по традиции, непроверенных в строгих экспериментах представлений об эмоциональном действии цвета. Либо авторы в туманных метафорах выражают свое художественное кредо и свои чувства, связанные с цветами, цветовыми гармониями, цветовыми контрастами. Первая тенденция типична для курсов цветоведения, затрагивающих вопросы эстетики цвета. Примерами могут служить вышедшая в ГДР книга: О. Zwinscher, Farbige Baumgestaltund, Leipzig, 1952, вероятно, полезная для архитектора, и книга: A. Klein, Farbe in der Malerei, WUrzburg, 1944, в которой, правда, сделана попытка, не выходя существенно за пределы цветоведческой точки зрения, обосновать «выбор цветов» (Farbenwahl) и «способ подачи цвета» (Farbengebung) на картине. Крайним примером второй тенденции могут служить совершенно субъективные рассуждения о цвете В. Кандинского (W. Кandinski, Uber das Geistige in der Malerei, Miinchen, 1933).

13 Цит. по кн.: H. Guerlin, L'Art enseigne par les maltres. La couleur, Paris, s/a, p. 51 — 52. В издании «Мастера искусства об искусстве» (т. III, М. — Л., 1939, стр. 383) это место переведено несколько иначе.

14 Дневник Делакруа, т. II, М., 1961, стр. 229.

15 «Мастера искусства об искусстве» т. IV, М. — Л., 1937, стр. 423.

16 Цит. по кн.: Н. Guerlin, L'Art enseigne par les maitres. La couleur, p. 14.

17 Цит. по кн.: H. Guerlin, L'Art enseignc par les maitres. La couleur, p. 14.

18 «Мастера искусства об искусстве», т. IV, стр. 189.

19 Дневник Делакруа, т. I, стр. 293.