Уроки рисования с натуры

III класс

Тема урока. Рисование с натуры цилиндрического ведра.

Цель урока. Закрепить навыки детей в рисовании цилиндрических предметов и в передаче объёма их светотенью.

Содержание урока.

  1. Организация учащихся на урок и проверка выполненного домашнего задания (2 мин.).
  2. Приготовление тетрадей и чёрных карандашей (1 мин.).
  3. Анализ-формы ведра, верха и низа его, соотношения вышины к ширине, части ведра, светлая и тёмная стороны его, показ приёма зарисовки ведра (6 мин.).
  4. Самостоятельная зарисовка ведра с натуры и помощь учителя в этой работе (31 мин.).
  5. Подведение итогов урока (просмотр трёх-четырёх рисунков различного качества) (4 мин).
  6. Задание на дом: нарисовать кастрюлю (1 мин).

Ход урока

Устанавливается дисциплина, обеспечивается рабочее место для каждого ученика.

Детям предлагается раскрыть тетради там, где нарисовано домашнее задание (задано было нарисовать чемодан). Просматривается выполнение задания.

На двух столиках-подставках ставятся два цилиндрических ведра (против прохода между двумя рядами парт, ниже уровня глаз учащихся).

Ведётся беседа с учащимися по вопросам: одинаковая ли высота и ширина ведра, одинаковая ли ширина ведра вверху и внизу? какие части имеются у ведра? с какой стороны ведро светлее и с какой темнее? Учитель показывает на классной доске приём зарисовки ведра (рис. 32).

Указывается дальше, как разместить рисунок ведра у себя в тетради. Тушёвка рисунка производится чёрным карандашом.

Рисунок на классной доске стирают, и дети приступают к самостоятельной работе.

Учитель проходит между рядами парт, наблюдает за работой учащихся, даёт указания как по рисунку, так и по домашней работе, предлагая, в случае необходимости, внести дома исправления в этот и домашний рисунок.

К концу урока учитель намечает три-четыре рисунка для показа при проведении итогов урока.

За 4 минуты до конца урока учитель предлагает детям положить карандаш на парту и прекратить работу.

Намеченные для просмотра рисунки учитель показывает всему классу по одному, и по ним ведёт примерно такую беседу: как выполнен рисунок? правильно ли нарисовано ведро по вышине и ширине? правильно ли передан верх и низ ведра? правильно ли размешены части ведра? хорошо ли переданы свет и тень на ведре?

Учащиеся по вызову учителя по одному отвечают на вопросы. Неправильный ответ одного исправляется другим учащимся. За учителем остаётся решающая оценка и окончательный вывод по качеству рисунка. Другие рисунки, более слабые, обсуждаются таким же порядком. Домашние два-три рисунка обсуждаются одновременно с классными.

Учителю необходимо в конце показа сопоставить удачный рисунок с неудачным и сделать соответствующие выводы по ним.

Заканчивается урок заданием на дом — нарисовать кастрюлю.

IV класс

Тема урока. Рисование с натуры кувшина и чашки.

Цель урока. Ознакомить учащихся с приёмами изображения группы предметов с передачей их объёма, относительной величины и взаимного расположения в пространстве.

Этот план урока будет аналогичным плану урока для III класса (с учётом программных задач IV класса).

Ход урока

Организационный момент и порядок просмотра домашних работ остаются такими же, как и на уроке в III классе.

Предметы (кувшин и чашка) устанавливают на столике-подставке. К спинке столика прикрепляют кусок светлой серой материи или лист бумаги с. желтоватым оттенком. Это будет являться фоном для поставленных предметов. Кувшин голубого цвета, а чашка белого цвета.

Учащихся предупреждают, что эта натурная постановка будет сначала прорабатываться карандашом (контур), а затем акварельными красками.

Сравнивают предметы по форме, величине, взаимному расположению. Обращается внимание на перспективное сокращение окружностей верхнего и нижнего оснований предметов, на их детали. Определяется цвет предметов и его связь с фоном.

Учащимся напоминается, что карандашный рисунок предметов надо делать лёгкими линиями, обходиться без резинки, чтобы потом лучше ложилась акварельная краска.

Учитель показывает на классной доске отдельные приёмы зарисовки кувшина и чашки. Учащимся даётся указание о последовательности работы над натурой: сначала определяется величина обоих предметов, затем их место на листе бумаги, а потом рисунок их с соблюдением пропорций и передачей общей их формы и деталей (рис. 33).

Даётся указание учащимся, что эта натурная постановка рассчитана на два урока. На первом уроке они должны тщательно нарисовать карандашом контур предмета, проверить правильность формы и взаимного расположения, определить все части предметов с тем, чтобы на следующем уроке приступить к проработке натуры акварельными красками.

Заканчивается урок подведением итогов в пределах этого урока.

На дом можно задать нарисовать чайник и обработать его акварельными красками.

На следующем уроке натура должна быть установлена в том же виде, как и на первом уроке. Учащиеся должны сидеть на тех же местах, как и прежде.

Просматривается выполнение домашней работы.

Даётся указание о работе акварельными красками: нахождение основного (локального) цвета предметов, взаимоотношение его с фоном, а затем усиление теневой стороны предметов и передача объёмов их.

Не следует допускать такого приёма, когда учащиеся при выполнении натурных постановок из двух и более предметов обрабатывают эти предметы поодиночке—закончат один, а потом приступают к другому.

Нужно эту обработку вести одновременно, переходя от одного-предмета к другому, всё время сравнивая и цветовые отношения и объём предметов.

Итоги урока подводятся обычным порядком — разбором нескольких рисунков, отличающихся разным качеством исполнения.

Домашнее задание: нарисовать группу из двух предметов — лейки и цветочной банки — с проработкой рисунка акварельными красками.